Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление. Особенности организации учебной деятельности с неуспевающими учащимися. Савина Т.В., заместитель директора по УВРМБОУ «СОШ № 38».

 Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление. Особенности организации учебной деятельности с неуспевающими

 

Подготовила

Савина Т. В., заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 38»

 

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Федеральном государственном образовательном стандарте», законе «Об образовании» определена одна из основных задач школы – повышение качества образования. Несмотря на то, что ежегодно повышается средний балл по результатам сдачи ЕГЭ, уменьшается количество учащихся, не прошедших порог по обязательным предметам в ходе ГИА, проблема школьной неуспеваемости остается актуальной для каждой образовательной организации.

 

Педагог и психолог Павел Петрович Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: «неуспеваемость учащихся — это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».

Определение видов неуспеваемости содержится и в работах Абрама Марковича Гельмонта. Он выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:

Общая и глубокая неуспеваемость (по многим или всем учебным предметам длительное время).

Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость (по одному-трем наиболее сложным предметам).

Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету, которая преодолевается относительно легко).

Мы понимаем, что при определенных условиях эпизодическая неуспеваемость может перерасти в частичную, частичная – в общую, глубокую.

 

По мнению психологов, школьная неуспеваемость напрямую связана с отсутствием у учащегося умения учиться.

В широком смысле умение учиться включает в себя следующие стороны: что знает ученик (знание) и как он умеет учиться в настоящее время (учебная деятельность). Эти две стороны характеризуют обученность школьника. В умение учиться входит также то, как он может учиться в ближайшем будущем (обучаемость)

 

Следовательно, школьная неуспеваемость связана с понятиями:

обученность – это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником;

обучаемость — это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности, это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

 

Чтобы говорить о профилактике неуспеваемости в урочной и внеурочной деятельности со слабоуспевающими, мы должны четко определить, в чем причина неуспеваемости.

Выделяют внутренние и внешние по отношению к школьнику причины неуспеваемости:

Внутренние

Внешние

Недостатки биологического развития:

— дефекты органов чувств;
 — соматическая ослабленность;
 — особенности высшей нервной системы, отрицательно влияющие на учение;
 — психологические отклонения.

соответствии с ежегодным отчетом Минсоцздравразвития в 2015 году 40% детей родились с отклонениями здоровья либо диагноз поставлен в первый год жизни ребенка;

В 2016-2017 учебном году с нарушением речи в начальной школе обучается:
1 кл. 65 (из 132) – 49%
2 кл. 26 (112) – 23%

3 кл. 25 (154) – 16%

4 кл. 8 (151) – 5%. Всего в 1-4 классе из 549 человек 140 с нарушением речи, что составляет 25,5% учащихся. Данный уровень сохраняется последние три года.

 

Недостатки психического развития личности:
— слабое развитие эмоциональной сферы личности;

 — слабое развитие воли .Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле …, так как не все в учении интересно и придется многое, что надобно будет, взять силой воли»);

— отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитания личности:
— недостатки в развитии моральных качеств личности;

 — недостатки в отношении личности к учителям, коллективу, семье и т.д.;
 — отсутствие (низкий уровень) воспитанности

Недостатки образования личности:

— проблемы в знаниях и специальных умениях;
 — пробелы в навыках учебного труда, низкий уровень сформированности умений на данном этапе развития.

Недостатки опыта влияния школы:

— недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

— недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешкольной среды:

— недостатки влияния семьи;

— недостатки влияния сверстников;

— недостатки влияния общества ( «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (Валентина Самойловна Цетлин))

 

Кандидат педагогических наук из Ростова-на-Дону С. В. Петриченко, анализируя неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему, определяет причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации.

Влияют:
 — обстоятельства жизни ребенка в семье;

— взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировано отношение к учению, непонимание его общественной значимости;
нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные.

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых строится обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной деятельности, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки, угадывание правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе.

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда:
 — заучивают текст, не выделяя логических частей;
 — начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания даются;
 — не проверяют свои работы или не умеют проверять;
 — выполняют работу в медленном темпе.

Неправильно сформировано отношение к учебному труду:

— пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно;

— неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполнение или частичное выполнение домашнего задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, так как не отвечают потребности в их приобретении, остаются «мертвым» грузом, не используются, не побуждают к дальнейшей деятельности.

В психологии и педагогике существует несколько классификаций неуспевающих. Например, Лия Соломоновна Славина выделяет группы учащихся по доминирующей причине неуспеваемости:

— учащиеся с неправильным отношением к учению;

— учащиеся с трудностями при усвоении учебного материала;

— учащиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы;

— учащиеся, у которых неправильно сформированы способы учебной деятельности.

Павел Петрович Блонский выделяет два типа неуспевающих:

»плохой работник» (характерна невнимательность, непонимание задания, пассивность, не подмечает своих неудач, нет целей, не планирует свою работу, работает вяло, безразлично относится к результатам работы);

- «паталогический» этому типу относится ученик, часто имеющий неудачи в учении, он  заявляет «не могу» до начала работы, нуждается в постоянном контроле педагога; учебные трудности и неудачи   переносятся тяжело, эмоционально болезненно).

 

Наиболее известна типологию неуспевающих школьников, разработанная Николаем Ивановичем Мурачковским. В ее основе лежат  следующие признаки:

а) свойства мыслительной деятельности (связанные с обучаемостью);

 б) направленность личности, которая включает отношение к. учению, «внутреннюю позицию» школьника.

Рассматривая варианты различных соотношений между названными компонентами, автор выделил три вида таких соотношений:

1) низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиций» школьника;

2) высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиций» школьника;

3) низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиций» школьника.

 

Характеристика типов неуспевающих

1) Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиций» школьника

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению положительного отношения к учению. Они охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Основная помощь ученикам этой группы должна заключаться в формировании приемов познавательной деятельности.

2)     Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиций» школьника.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Но они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умение преодолевать трудности. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива.

          Причиной низкой успеваемости учащихся является их внутренняя личностная позиция-нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно.

 

3) Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиций» школьника.

Для этого типа, как и для первого, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность. Полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении учебного материала и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Для таких учащихся характерно отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.

          В.А. Сухомлинский отмечал, что умственное неравенство учащиеся осознают очень рано. Чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы он не чувствовал себя обделенным, надо найти другую сферу, где его способности будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по его мнению, является нравственная, где возможности каждого человека безграничны и где каждый может стать великим и неповторимым. Современный английский психолог и педагог Р. Бёрнс подтверждает мысль В.А. Сухомлинского: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку: было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».

Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими

Известный дидакт Щукина Галина Ивановна считает, что можно повысить мотивацию к обучению за счет следующих условий:

 

Как работать с такими детьми?

Психологами разработаны рекомендации по работе с неуспевающими в зависимости от свойств их мыслительной деятельности, отношения учащихся к учению

 

Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими (всех групп)

1.Диагностика затруднений по каждому предмету за прошлые учебные годы.

2.Ликвидация пробелов знаний (учет ошибок и работа над ними, ведение учителем листа учета контроля за знаниями, ведение учащимися тетради для орфограмм, формул)

3. Проверка усвоения изучаемого материала на каждом уроке.

4.Создание ситуации успеха за счет дачи посильных заданий на каждом этапе изучения материала.

5. Алгоритмизация работы (обучение последовательному выполнению интеллектуальных операций, проведение ежеурочных тренингов, работа по карточке-»тренажеру», карточке-»образцу», составление алгоритма пошаговых действий при выполнении задания)

6. Контроль за успеваемостью (ежеурочный опрос, проверка всех домашних заданий).

1 группа

2 группа

3 группа

— использование наглядно-действенного мышления в процессе обучения, делать опору на образцы, алгоритмы;

— использование посильных заданий с поэтапным переходом на более сложные (создание ситуации успеха);

«дозирование» изучаемого материала, контроль усвоения, проговаривание учащимся изученного;

— работа в парах при отработке знаний, дополнительные занятия, привлечение успевающих одноклассников, контроль со стороны родителей;

— увеличение времени для обдумывания ответа у доски;

— ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

— использование опорных слов, плана, схемы при изложении материала;

— желателен письменный, а не устный ответ

- создание ситуации успеха за счет творческих заданий на каждом этапе изучения материала;

— индивидуализация домашнего задания;

«дозирование» изучаемого материала, контроль усвоения, проговаривание учащимся изученного;

— связь учебной информации с жизненным опытом;

— решение проблемных ситуаций;

— использование исследовательского подхода при изучении нового материала;

— активное вовлечение во внеурочную деятельность

— включение большого количества этапов урока, целеполагание и подведение итога на каждом этапе урока;

— частая смена деятельности;

— чередование устной и письменной форм работы;

— использование наглядно-действенного мышления наряду со словесно-логическим при изучении нового материала (подкрепленного примерами);

- создание ситуации успеха за счет посильных заданий на каждом этапе изучения материала;

— увеличение времени для обдумывания ответа у доски;

— использование опорных слов, плана, схемы при изложении материала.

 

           Новые мотивы возникают, если ученик начинает осознавать и понимать, какими способами он действует, умеет их оценить, сравнить, получить результат своей работы, удовлетворение от процесса обучения. Главное на уроке – ребенок должен выйти с положительным опытом.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью уч-ся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

 

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

 

Предложения уч-ся примерного плана ответа

 

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Подкреплять конкретными примерами при изложении теории.

 

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

 

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

 

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение сложных заданиях ряда простых

 

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

 

Напоминание приема и способа выполнения задания. Работа по алгоритму.

 

Указание на необходимость актуализировать то или правило

 

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

 

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

 

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

 

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

 

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

 

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1.В процессе контроля за подготовленностью уч-ся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения

 

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

 

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

 

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков учащихся, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащихся основных элементов излагаемого материала

 

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала

 

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

 

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы посильные задания с целью достичь большего эффекта.

 

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

 

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

 

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

 

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

 

Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащихся

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

1-ый этап

2-ой этап

3-й этап

4-й этап

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный ма-териал, касающийся сущности изучаемо-го

Существенный, важный, но не привлекательный материал

 

Отношение к процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель, ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдель-ных звеньях процес-са

Ведущим ста-новится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоя-тельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успе-хов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий

Поощрение ус-пеха в работе, требующийзна-чительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелатель-ностью, помощью и др.

 

Приложение 1

Презентация 1

Презентация 2

Комментарии

Скачать

08.05.2017, 4841 просмотр.