Авторское пособие «Лепбук «Мой уютный дом»
Автор: Долгих Любовь Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ г. Кургана «Детский сад № 74 «Звездный», Менщикова Екатерина Александровна, воспитатель МБДОУ г. Кургана «Детский сад № 74 «Звездный»
Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования – «инновационного обучения». Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило нам качественно новую модель образования – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
В связи с введением стандарта в дошкольном образовании, в педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.
В нашей группе такой подход к работе не был в новинку, но введение стандарта предоставило нам, как современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
Была выбрана игровая технология «Лэпбук» и стала активно внедряться педагогами детского сада.
На первый взгляд – новое и неизведанное – на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Самая главная ценность «Лэпбука» – он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять что он хочет. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться.
Что же такое «Лэпбук»? Это самодельная книжка или папочка, которая внутри содержит множество кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей. Для чего делают такие книжки? Все материалы книги соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения, притом, что его можно применять везде — и как изучение основного материла, когда мы как раз по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей.
Лепбук по теме «Мой уютный дом» был задуман в связи с отсутствием места в группе для хранения. В пособии собраны все нужные материалы по этой лексической теме для развития речи детей раннего возраста с помощью дидактических игр.
В создании пособия использовался эффект киндер-сюрприза, в частности эмоции от увиденного впервые, нового, интересного явления благотворно влияют на речь. На втором и третьем году жизни ребенок осваивает названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и т.п., с которыми он действует в детском саду и дома, которые часто видит и к которым проявляет интерес. Осваивает он и названия действий с этими предметами.
Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов, контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «совершенствуется словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности.
В этом возрасте у детей наблюдается способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов, независимо от их размера, цвета, положения в пространстве, а также отличать одни группы предметов от других, сходных. Словарь ребенка постепенно пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту.
Пособие предназначено для многократного использования, существует возможность пополнять и видоизменять вкладки, которые изготовлены в виде кармашков, вкладышей.
Лепбук по теме «Мой уютный дом» оформлен из разного рода бумаги, ткани, ниток, в ярком, красочном решении.
Для детей раннего возраста основным видом деятельности является предметная, поэтому алгоритмом действия данного пособия является постепенное введение новых слов по лексической теме, использования понятия классификации, падежных форм для ориентировки в пространстве, существительных: стол, стул, кровать, полка, кресло, комната; глаголов –лежать ,сидеть, спряжательной формы глагола лежать –ЛЯГ.
Все эти задачи решаются с помощью дидактических игр художественного слова, пальчиковой гимнастики «Мой дом», театра картинок по сказке «Три медведя».
Дидактические игры для развития речи детей 1 младшей группы:
Наполнение лепбука:
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей раннего возраста и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
На практике наше пособие мы применяем в коллективной работе с детьми, индивидуальной работе, семинаре-практикуме с родителями «Растем играючи», выступление на педсовете по использованию пособия по развитию речи детей. Достигнут положительный образовательный эффект по улучшению качества речи детей, уменьшилось количество «молчунов», появился интерес у половины детей к более детальному рассматриванию картинок, дети стали дружнее играть,
В дальнейшей работе планируется использование Лепбука для включения других тем по познавательному развитию детей раннего возраста «Моя семья», «Мой любимый питомец», «Моя любимая мама»
В ходе использования Лепбука мы решили, что есть необходимость включения в пособие больше продуктивных видов деятельности для закрепления темы.