Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Шахматный ковёр»

Авторское пособие «Шахматный ковёр»

Автор: Огурцова Людмила Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  города  Кургана  «Центр развития ребёнка - детский сад № 39 «Росинка»

Аннотация

Вязаное 2-х цветное полотно из синтетических нитей,  размер 2x2 метра. Предназначено для работы с детьми дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) по программе студии  « Шахматная страна».

В комплект входят:

- наборы цифр от 1 до 8 (для обозначения горизонтальных линий);

- наборы букв (для обозначения вертикальных линий);

- карточки с заданием (для нахождения определённого шахматного поля);;

- набор игрушек  (для нахождения определённого шахматного поля, обозначения различных линий).

  Может быть использовано педагогами ДОО, специалистами дополнительного образования, родителями.

 

Описание - представление практики работы с пособием

Используется:

  • при знакомстве с шахматной доской;
  • при  формировании умения правильно располагать  шахматную доску между партнерами;
  • при формировании представлений о терминах, применяемых в шахматной игре;
  • при знакомстве  с цифровым  обозначением горизонтальных линий, буквенным  обозначением  вертикальных линий;
  • при формировании умения ориентироваться на шахматной доске;
  • при формировании представлений о названиях шахматных фигур;
  • при формировании умения правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • при освоении новых видов деятельности:

Дидактические игры и игровые упражнения: «Назови знак», «Поставь фигуру по адресу», «Новоселье», «Путаница», «Живой алфавит», «Чей домик?», «Белые и черные», «Угадай- ка», «Догонялки», «Кто быстрее?»

     Подвижные игры:  «Пройди и назови», «Найди домик», «Лабиринт»,

    «Кратчайший путь»

Образовательный эффект

- обеспечение  удовлетворения индивидуальных потребностей дошкольников, расширение общего кругозора;

-   интеграция образовательных областей  в содержании  занятий студии;

- форма организации обучения позволяет достаточно эффективно осуществлять систематическую работу над решением задач;

-  действие воспитанников в видоизменённых, а также новых ситуациях, решение которых создаёт состояние умственного напряжения, что влияет на развитие общих и специальных способностей ребёнка;

-   создание условий для применения дошкольниками  освоенных предпосылок учебной деятельности в ситуациях, относящихся к другим образовательным  областям;

-   создание условий для освоения новых  для дошкольников  знаний, умений, навыков  в ходе решения практикоориентированных заданий.

 

 Игры: «Поставь фигуру по адресу», «Новоселье»

Дети берут карточку с обозначением вертикали и горизонтали (например, f5 или h6). Это «адрес», по которому нужно заселить игрушку. Дети самостоятельно находят это шахматное поле и ставят на него игрушку.

Игра "Угадай-ка".

Взрослый словесно описывает одну из шахматных фигур. Можно использовать подсказки: похожа на…, ходит ...  Дети должны догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, он берёт карточку с этой фигурой и выставляет её на то шахматное  поле, где она должна стоять в начальном положении. Новую фигуру ребёнок загадывает  сам  и    т. д.

Игра «Путаница»

Все карточки с шахматными фигурами расставлены на шахматном ковре не на свои места. Дети должны найти правильное расположение фигур.

Игра «Живой алфавит»

Дети берут карточки с буквами a, b, c, d, e, f, g, h. Под музыку они передвигаются по комнате. По окончании музыки дети должны занять свои места (в правильной последовательности)  возле шахматного ковра.

Игра «Чей домик?»

Дети стоят на шахматном ковре на любых шахматных полях. Ведущий показывает карточку и называет её обозначение. Ребёнок, правильно определивший своё поле, уходит с шахматного ковра.

Игра «Белые и черные»

Карточки с шахматными фигурами находятся на шахматном ковре в первоначальном положении. Ведущий называет фигуры и  их цвет. Дети по очереди подходят к шахматному ковру и находят карточку с нужной шахматной фигурой.

Игра "Догонялки".

Ведущий выбирает  одну из белых фигур, например, пешку, надевает шапочку – маску с изображением  этой фигуры, имитирует  её «бег»  по шахматному ковру. После этого предложить ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за фигурой, которую выбрал взрослый. Пусть шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура ребёнка  её догонит. Потом поменяться ролями.

Игра "Кто быстрее?"

 Все карточки с шахматными  фигурами  расставлены на шахматном ковре. Предложить ребёнку посостязаться со взрослым в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

Подвижная игра «Пройди и назови»

Дети берут карточки с заданиями, на которых условные обозначения линий (вертикальных, горизонтальных, диагональных) и номера. Дети делятся на несколько подгрупп. Ведущий ребёнок определяет, по какой линии он поведёт свою подгруппу, называет её и проводит детей.

Подвижная игра "Лабиринт"

Ребёнок в шапочке – маске любой  белой  фигуры  должен  достичь определенной клетки шахматного ковра, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

Подвижная игра "Кратчайший путь"

За минимальное число ходов  ребёнок  в шапочке – маске любой белой фигуры  должен  достичь определенной клетки шахматного ковра.

К играм можно придумать различные варианты.

03.04.2017, 939 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы