Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Комплект развивающих игр «На море»

Комплект развивающих игр «На море» -  авторское пособие для развития познавательных процессов, речи, мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

 Для развития детей современные родители часто используют гаджеты, электронные ресурсы – компьютерные игры, обучающие мультфильмы, и т.д.

Однако исследователи отмечают, что детский мозг функционирует иначе, чем мозг взрослого человека, и для ребенка развивающим эффектом обладает то, что он «может потрогать» (рука учит глаз).

Постоянное использование гаджетов приводит к задержке развития речи, снижению познавательных способностей, потере контроля над эмоциями, снижению коммуникативных способностей и потребности в общении, ухудшению моторики.

Игрушки из фетра являются хорошей альтернативой. Они яркие, красочные, необычные, и этим привлекают внимание как малышей, так и детей старшего дошкольного возраста. При этом они практичны и долговечны, в отличие от бумажных и картонных аналогов.

Идея достаточно оригинальна. Традиционно игрушки-застежки используют для развития моторики младших дошкольников. Однако практика показывает, что многие дети с трудом справляются с разными видами застежек, уровень развития моторики  у детей снижается.

Развитие моторики происходит благодаря использованию разных фактур (фетр, пленка, мягкая и жесткая часть контактной ленты, мелкие элементы – пуговицы, кнопки) и разных видов крепления (контактная лента, кнопка, шнуровка, молния).

При изготовлении и эксплуатации комплекта развивающих игр важно учитывать требования безопасности:

  • использовать качественные материалы (корейский эко-фетр, прочные элементы – пуговицы и т.д.);
  • все элементы пособия тщательно закреплять (прочная строчка, узелки, концы ниток спрятаны внутрь изделия);
  • поскольку элементы игры достаточно мелкие, использовать игру нужно под наблюдением взрослого.

Пособие является универсальным. В его состав входят отдельные фрагменты, которые являются независимыми (с каждым из них можно играть отдельно), и в то же время взаимодополняющими (расширяются возможности для игры).

Для каждой группы элементов разработаны разные виды игр (к отдельным играм есть карточки для распечатки). Пособие может использоваться с детьми от 1 года до 7 лет. Одни и те же  элементы можно использовать для игр с детьми разного возраста. Так, младшие дошкольники с удовольствием будут осваивать основные цвета и формы, 4-5-летки будут решать логические задачи, закреплять счет до 5, а воспитанники старшей и подготовительной групп смогут развивать произвольность. Сложность заданий определяется уровнем актуального развития детей и может быть ориентирована на зону ближайшего развития. 

Комплект является дополнением авторских развивающих игр «Кот Басик. Крестики-нолики» и «Кошечка Ли-ли. Колумбово яйцо» (Автор – Семиврагова Светлана).

Сюжетно-ролевые игры с котом Басиком и кошечкой Ли-ли дополняются играми на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, произвольности), изучение цветов, цифр, основ счета.

В ходе игры расширяется словарь детей, происходит работа над грамматическим строем речи, развивается диалогическая форма речи.

Данный комплект может применяться в свободной деятельности детей, для коррекционно-развивающей работы, в том числе с детьми с ОВЗ.

Комплект представляет собой набор развивающих игрушек из фетра:

  • Чемодан с наклейками

Чемодан - это планшет для игры и хранения деталей. На лицевой части планшета расположены места для «наклеек» разной формы (мягкая сторона контактной ленты). «Наклейки» - набор из 5 геометрических фигур 5 цветов, крепление – контактная лента.

Для наклеек использован фетр основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, и т.п.) - изучаем цвет.

Внутренняя часть чемодана – планшет для игр с цифрами, классификации. Чемодан имеет 2 отделения на молнии, в которых можно хранить элементы игры.

Игры для самых маленьких - знакомство с основными цветами и формами.

Малышам понравится отрывать, а потом и приклеивать цветные наклейки, а потом – открывать-закрывать молнию, складывать наклейки в кармашек и доставать их. Это способствует развитию мелкой моторики.

Игра «Подбери по силуэту» - развитие внимания, зрительного восприятия.

Ребенку предлагается приклеить наклейки на чемодан, каждой наклейке – свое место (по силуэту).

Игра «Билеты» - развитие зрительного восприятия, внимания, произвольности.

Ребенку предлагается «билет» (карточка), на котором указана определенная последовательность  фигур. Ребенок должен наклеить марки на чемодан согласно схеме («побывать в разных странах, в каждой стране наклеить свою наклейку»).

Игра «Города» - развитие опосредованного запоминания (для старших дошкольников).

На каждую наклейку загадываем название города и запоминаем. Затем, приклеивая наклейки, вспоминаем названия городов, или наоборот - называем города и расклеиваем наклейки, которые соответствуют городам.

Игра «Инструкция» - развитие слухового восприятия, внимания, произвольности, умения ориентироваться на плоскости, отработка понятий «справа-слева, выше-ниже, над-под» и т.д. (для старших дошкольников, хороша для подготовки к школе).

Взрослый рассказывает ребенку порядок и расположение марок:
«В верхнем левом углу помести красную наклейку, ниже – желтую, справа от нее – зеленую…» и т.п. Нужные наклейки можно отобрать заранее (более легкий вариант), а можно выбирать из всех имеющихся («продвинутый» вариант)

Игра «Сортировка» - развитие внимания, логического мышления.
На каждой из 5 полос выложить фигуры: по цвету, по форме, учитывая оба признака.

С наклейками можно играть не только на чемодане. Игровое поле  3*3 клетки -  животик Басика из велкроткани, на него тоже можно приклеивать детали игры.

Игра "Продолжи ряд" – развитие внимания и логического мышления.

Начинаем выкладывать последовательность, предлагаем ребенку продолжить ряд до конца, применив закономерность.

Игра"Судоку" – развитие внимания и логического мышления.

Заполнить пустые клетки - в каждом ряду и в каждой строчке рядом не должно быть фигур, одинаковых по форме / цвету.

  • «Мороженое»

5 мороженок «на палочке», 5 мороженок «в вафельном стаканчике», крепление – контактная лента. Мороженое выполнено из фетра пастельных цветов. На каждой мороженке пришиты от 1 до 5 пуговиц и кнопка для крепления «фруктов».

 Игра «Найди пару» - развитие внимания, логического мышления.Для каждой мороженки нужно найти свою пару: по цвету мороженого, по цвету пуговиц, по количеству пуговиц.

Запоминаем названия цветов (пастельные оттенки).

Развиваем речь (мороженое из клубники – клубничное мороженое, из черники – черничное мороженое, и т.д.)

Украшаем мороженое фруктами (крепятся на кнопку – развитие моторики).

  • «Коктейли»

5 стаканчиков с коктейлем. Каждый стаканчик состоит из 2 частей (пазлы), крепится на основу при помощи контактной ленты. Верхняя часть стаканчика продублирована прозрачной пленкой, это позволяет положить в стаканчик «фрукты» или «кусочки льда».

Основная игра – «Собери пазлы» - развитие мышления и внимания.

«Приготовь коктейль». Собирая коктейли, развиваем речь. Закрепляем названия цветов и оттенков, учим образовывать сложные прилагательные (банаово-клубничный и клубнично-банановый, яблочно-апельсиновый и апельсиново-яблочный и т.д.)

Учим действовать по инструкции: даем задание собрать коктейль, добавить в него ягодку или кусочек льда.

  • «Фрукты» - дополнительные элементы, предназначены для украшения мороженого или коктейлей, крепление на кнопку (долька апельсина, лимона, киви, клубничка, вишенка).
  • «Ракушки»

Комплект ракушек – 15 штук, 3 вида ракушек 5 цветов. Система  крепления к основе - контактная лента.

«Крестики-нолики» - развитие логического мышления. Игра по обычным правилам на игровом поле 3*3 – на животике кота Басика. В качестве «крестиков» и «ноликов» используем ракушки одного цвета.

«Шнуровка» - развитие моторики, внимания, мышления, произвольности. На каждой ракушке  есть отверстие с люверсом. Это позволяет собирать бусы из ракушек по схеме (карточке) или по устному заданию.

  • Цифры от 1 до 5 (крепление – контактная лента)

Изучение количественного и порядкового счета. Можно сочетать со всеми остальными элементами комплекта.

Игра «Что изменилось» - развитие зрительной памяти, внимания. В эту игру можно играть с разными элементами игры (коктейлями,  ракушками, фигурами, цифрами…)

Взрослый раскладывает детали, ребенок запоминает их расположение. Взрослый делает несколько изменений (меняет местами, убирает одну из деталей), ребенок должен назвать все изменения. Количество и сложность изменений можно варьировать в зависимости от возраста ребенка.

Игры с «развивашками» очень разнообразны, здесь нет строгих правил, зато огромный простор для творчества. В то же время они очень нравятся детям, являются хорошим материалом для совместной деятельности взрослого и ребенка, решают много развивающих задач.

24.04.2019, 736 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы