Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие: «Театрализованные игры с детьми раннего возраста»

Методическое пособие включает рекомендации для развития творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Представлены конспекты  непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и по театрализованной деятельности. Пособие может быть использовано воспитателями в работе с детьми раннего возраста.

Раннее детство (возраст от 1года до 3 лет), по признанию специалистов всего мира,- уникальный период в жизни человека. В это время развитие идет максимально быстрыми темпами. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех способностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Игра - самая любимая и естественная деятельность детей раннего возраста. В процессе работы с детьми мы поняли, что игра основа основ, без неё невозможно полноценное развитие ребенка. Игра должна пронизывать все режимные моменты жизни ребенка в детском саду. Поэтому мы стараемся раскрыть малышам многообразие мира игр.

Основной целью нашей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Игра – один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм – театрализованные игры. Театрализованные игры, как разновидность сюжетно – ролевых игр, сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Педагоги Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова в своей книге «Театрализованные игры в детском саду» очень точно подметили, что «театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики

Цели и направления работы с детьми раннего возраста

Цели:

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Теремок» в первой младшей группе

Цели: Познакомить детей с героями сказки «Теремок». Формировать у детей интерес к играм – драматизациям.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать развитию диалогической речи
  • помочь малышам описать героев сказки
  • вызвать у детей желание внимательно слушать знакомую сказку
  • вызвать эмоциональный отклик, желание имитировать движение героев сказки.
  • узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.

Развивающие:

  • развитие восприятия, внимания, мышления;
  • активизировать словарный запас: «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайка-побегайка», «лисичка-сестричка», «волчок-серый бочок», «медведь косолапый»;

Воспитательные

  • воспитывать интерес к русским народным сказкам
  • воспитывать у детей сочувствие и заботливое отношение к животным

Развивающая среда: герои сказки «Би-ба-бо»-мышка, лягушка, зайка, волк, лиса, медведь; макет домика «Теремок».

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», Пальчиковая игра «Тук-тук».

Ход занятия:

1-Дети сегодня мы вам покажем сказку «Теремок», но для начала мы с вами вспомним героев этой сказки.

Показываем детям мышку и спрашиваем:

-Какая она? Как пищит? Где живет?

-Какого цвета лягушка? Как она квакает?(Показываем лягушку)

-Какой он? (Показываем зайку)

-Какая она?(Показываем лисичку)

-Как волк щелкает зубами? Какой волк?(Показываем волка)

-А кто же у нас последний герой сказки?(Медведь)

-А как медведь рычит? А мишка у нас с вами какой?

-Молодцы всех героев сказки знаете! А теперь мы вам расскажем сказку! Усаживайтесь поудобнее и слушайте.

2. Стоит в поле теремок, теремок! Он ни низок, ни высок.

Кто, кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?

Тук, тук, тук. Никого нет, никто не живет

Бежит мышка норушка по полю, увидела теремок, подошла, постучала в дверь:

-Тук-тук тук!

Никто не открывает. Тогда она спросила:

Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Никто ей не ответил.

Мышка: Пи-пи-пи! Никого нет, войду я в теремок закрою двери на замок и буду жить.

Скачет мимо лягушка-квакушка. Увидала теремок – стучится:

Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: - Я, мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка: - Ква-ква! А я, лягушка-квакушка.

Мышка: - Ступай ко мне жить.

Стали они жить вдвоем

Бежит мимо зайчик - попрыгайчик, увидел теремок и стучится:

-Тук-тук-тук! Терем-теремок, кто в тереме живет?

 Мышка:- Я мышка – норушка!

Лягушка: - Я лягушка- квакушка! А ты кто?

Зайчик:- А я зайчик - попрыгайчик!

Мышка, лягушка: - Иди к нам жить!

Прыгнул зайчик в теремок, и стали они жить втроем

Идет мимо лисичка- сестричка. Постучалась в окошко (тук-тук-тук)

Лиса:-Терем – теремок. Кто – кто в теремочке живет?

Мышка:- Я, мышка-норушка,

Лягушка:-Я, лягушка-квакушка,

Зайчик:- Я, зайчик - попрыгайчик. А ты кто?

Лиса:-А, я лисичка-сестричка.

Зайчик:-Иди к нам жить!

И стали они жить вчетвером.

Прибежал волчок-серый бочок и стучится: - Тук-тук-тук!

Терем – теремок. Кто – кто в теремочке живет?

Мышка: - Я, мышка-норушка,

Лягушка:-Я, лягушка-квакушка,

Зайчик:- Я, зайчик - попрыгайчик,

Лиса:-А, я лисичка-сестричка.А ты кто?

Волчок:- А я волчок - серый бочок. Пустите к себе жить.

Лиса:-Заходи!

Влез волк в дом и стали они жить впятером.

Вот они в тереме живут, песни весело поют. Вдруг идет медведь косолапый и ревет во всю мочь.

Медведь:-Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: - Я, мышка-норушка,

Лягушка:- Я, лягушка-квакушка,

Зайчик:- Я, зайчик - попрыгайчик,

Лиса:- А, я лисичка-сестричка.

Волк:-А, я волчок - серый бочок. А, ты кто?

Медведь: - А, я медведь – косолапый.

-Ну, полезай к нам.

И полез медведь в теремок. Лез, лез - никак не мог залезть.

Тогда он говорит:- Лучше я у вас на крыше поживу.

Звери: - Да ты же нас раздавишь!

Медведь: - Нет, не раздавлю!

Сел медведь на крышу - раздавил теремок. Насилу успели звери из него выскочить.

Понравилась вам сказка?

3. Теперь нашим героям сказки негде жить, а давайте мы с вами построит для них домик.

Туки-туки-туки-тук!

Раздается громкий стук!

Строим дом, строим дом,

Чтобы жили звери в нем!

(Дети ритмично ударяют кулачками о кулачок, меняют кулачки).

4. Мы с вами построили дом, а теперь пригласим туда гостей.

Какие вы молодцы! И сказку послушали и героев сказки назвали и даже в игру поиграли.

Конспект НОД по театрализованной деятельности на тему «Три медведя» в первой младшей группе

Цель: познакомить с содержанием русской народной сказки «Три медведя»

Задачи:

- познакомить с русской народной сказкой «Три медведя»

- формировать умение слушать сказку, не перебивая взрослого, дослушивать до конца.

- отвечать на вопросы

- развивать связную речь, восприятие

- воспитывать умение подражать

- формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

Материалы: цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.

Ход занятия:

На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Три медведя» и расставлены фигурки героев представления.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой  «Три медведя», но сначала мы с вами встанем и приготовим свои ручки.

Проводится физкультминутка:

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили, и из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки)

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и рассказывает сказку, используя фигурки и декорации. Дети, следя за рассказом, повторяют вслед за воспитателем отдельные фразы.

Три медведя

Одна девочка (на наборное полотно выставляется фигурка девочки.) пошла в лес по грибы и заблудилась. Стала она искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику(на наборное полотно выставляется изображение домика).

В домике жили три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Медведей дома не было. Они ушли гулять по лесу (на наборное полотно, чуть в стороне, выставляются фигурки медведей и тут же убираются).

Дверь в домик была открыта. Девочка вошла и увидела на столе три миски с похлебкой: большую, среднюю и маленькую (изображение домика отодвигается в сторону, а в центр наборного полотна выставляется изображение стола с мисками). Около каждой миски лежала ложка.

Взяла девочка самую большую ложку и похлебала из самой большой миски, потом взяла среднюю ложку и похлебала из миски поменьше, потом взяла самую маленькую ложечку и стала есть из самой маленькой мисочки. Мишуткина похлебка показалась ей лучше всех.

Захотела девочка сесть и увидела у стола три стула: большой, поменьше и маленький (на наборное полотно выставляются три стула). Полезла она на большой стул и упала. Села на средний стул, но на нем было неловко. Села на маленький и засмеялась, так было хорошо. Взяла она маленькую мисочку и стала есть. Съела всю похлебку и давай качаться на стульчике. Стульчик сломался, и девочка упала на пол.

Пошла девочка в другую комнату. Там стояли три кровати: большая, поменьше и самая маленькая (изображения стола и стульев отодвигаются в край наборного полотна, а в центр выставляются три кровати). Легла девочка на самую большую кровать, но там было слишком просторно. Легла на среднюю кровать, но там было слишком высоко. Легла на самую маленькую кроватку и сразу заснула.

Тем временем пришли домой три медведя и захотели есть. (на наборное полотно выставляются фигурки трех медведей). Михаил Иванович взял свою миску и заревел страшным голосом:

- Кто хлебал из моей миски?

Настасья Петровна посмотрела в свою миску и зарычала не так страшно:

- Кто хлебал из моей миски?

А Мишутка увидел свою пустую мисочку и запищал:

- Кто хлебал из моей мисочки и все выхлебал?

Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой стульчик и пропищал:

- Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Пошли медведи в другую комнату. Михаил Иванович заревел страшным голосом:

- Кто лежал на моей кровати и смял ее?

Настасья Петровна зарычала не так страшно:

- Кто лежал на моей кровати и смял ее?

А Мишутка запищал тонким голосом:

- Кто лежал на моей кровати?

И вдруг увидел девочку и завизжал:

- Вот она! Держи! Держи ее!

А девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто. Девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

После просмотра сказки воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Три медведя

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой (поднять руки над головой),

Мама с ним поменьше ростом (руки на уровне груди),

А сынок-малютка (просто присесть)

Очень маленький он был (присев, продолжать покачиваться)

С погремушками ходил (встать руки перед грудью сжать в кулачки)

Дзинь-дзинь, дзинь- дзинь (дети имитируют игру с погремушками).

 Беседа по сказке (после небольшой паузы). Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и задает им вопросы:

- Куда пошла одна девочка и что с ней произошло?

- Куда она пришла?

- Кто жил в этом домике?

- Где были медведи в это время?

- Что сделала девочка?

- Куда пошла девочка потом?

- Кто пришел домой?

- Как звали медведей?

- Куда потом пошли медведи и что там произошло?

- Что сделала девочка?

- Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Вот какие молодцы, всю сказку рассказали.

Теперь сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Воспитатель предлагает детям поиграть с фигурками и декорациями к сказке самостоятельно. 

Конспект игры-занятия для детей первой группы раннего возраста «Рассказывание русской народной сказки «Колобок»

Цель: доставить детям удовольствие от прослушивания знакомой сказки.

Задачи: продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок», формировать желание и умение повторять знакомые слова из текста, развивать память, наблюдательность, мелкую моторику, умение выполнять различные игровые задания, воспитывать умение слушать сказку, доброжелательное отношение к животным.

Ход игры – занятия:

Воспитатель:

По дороге мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в сказку мы играть!

Ребята, вы любите слушать сказки? Я тоже их люблю, и сегодня я хочу вам рассказать сказку, которая называется «Колобок».

(На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Колобок» и расставлены фигурки героев представления,

в соответствии с текстом сказки: домик,  деревья, дед, бабу, колобка, зайца, волка, медведя, лису).

Воспитатель: Жили – были …дед и …баба (воспитатель каждый раз побуждает детей называть персонажей сказки).

Вот просит дед:

- Испеки мне, баба, колобок.

А баба отвечает:

- Из чего испечь – то? Муки нет.

- Эх, баба, да ты пойди, по амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберётся.

Баба так и сделала: намела, наскребла. Ребята, покажите, как баба мела, скребла? (дети ручками показывают).

Замесила тесто на сметане, скатала колобок. Покажите, ребята, как баба месила тесто, как катала колобок? (дети показывают).

Изжарила баба колобка в масле и положила на окошко простынуть. Ребята, давайте поможем колобку простынуть. (дети дуют на ладошки, как будто на колобка).

Надоело колобку лежать на окошке: он и покатился по дорожке в лес. (звучит весёлая музыка).

Катится колобок, а навстречу ему… кто? Зайчик! Ребята, а как прыгает зайчик? Давайте вместе попрыгаем, как зайчики. (дети прыгают вместе с воспитателем, затем снова садятся на стульчики).

Говорит зайчик колобку:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

А колобок отвечает:

- Не ешь меня, заяц, лучше послушай, какую я тебе песенку спою. И запел:

- Я колобок, колобок!

По амбару метён, по сусекам скребён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

А от тебя, заяц,

И подавно уйду! (воспитатель побуждает детей петь песенку вместе с ним)

И покатился колобок дальше – только зайчик его и видел. (звучит весёлая музыка)

Катится колобок, а навстречу ему… кто? Волк! Волк зубастый, голодный, страшно воет. Как, ребята, воет волк? (Дети подражают волку, поют у-у-у-у).

Говорит волк страшным голосом:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою!

И запел колобок:

- Я колобок, колобок!

По амбару метён, по сусекам скребён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл.

А от тебя, волк,

И подавно уйду!

И покатился колобок дальше – только волк его и видел. (звучит весёлая музыка)

Катится колобок, а навстречу ему… кто? Медведь!

Увидел медведь колобка и от неожиданности все шишки выронил. Ребята, давайте поможем мишке собрать шишки в корзинку. (дети собирают шишки в корзинку, воспитатель благодарит их за помощь и приглашает дальше слушать сказку)

Говорит медведь:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою! И запел колобок:

- Я колобок, колобок!

По амбару метён, по сусекам скребён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл.

Я от волка ушёл,

А от тебя, медведь,

И подавно уйду!

И покатился колобок дальше – только медведь его и видел. (звучит весёлая музыка)

Катится колобок, а навстречу ему… кто? Лиса!

- Говорит лиса колобку:

Какой румяненький, ах, какой пригоженький! Колобок, колобок, спой мне песенку.

Колобок обрадовался, что его похвалили и запел:

- Я колобок, колобок!

По амбару метён, по сусекам скребён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл.

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

А от тебя, лиса,

Не хитро уйти!

- Какая хорошая песенка, только жаль, я стара стала, плохо слышу. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок, да спой ещё разок.

Колобок прыгнул лисе на носик, а потом подумал и спрыгнул на землю и пустился бежать от лисы. Ребята, давайте поможем колобку убежать от лисы. Скорей бегите с колобком. (дети убегают вместе с колобком от лисы, которую воспитатель держит в руках).

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли колобку убежать от лисы. А сейчас давайте возьмём колобка и пойдем с ним в группу.

23.04.2019, 1526 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы