Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие: ЛЭПБУК по финансовой грамотности «ЭКОНОМГРАД»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте мы знакомим дошкольников с миром экономики. В этом нам может помочь Лэпбук по финансовой грамотности «ЭКОНОМГРАД». Лэпбук решает такие педагогические задачи:

  • Знакомит детей с деньгами разных стран; историей денег и формирует отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
  • Воспитывает начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
  • Дает представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей;
  • Дает представление о рекламе, ее назначении.

Лэпбук состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая: были созданы специальные альбомы, из которых дети смогут узнать историю возникновения денег, какими были первые деньги на Руси, а также познакомиться с деньгами разных стран (что изображено на купюрах и монетах). Дошкольники смогут поиграть в дидактическую игру  «Найди купюру страны». Из цветика-семицветика узнают, как можно сэкономить деньги в семье. Были подобраны загадки, из которых ребенок познакомится с финансовой терминологией.

Вторая часть практическая: в этой части лэпбука дошкольники смогут поиграть с макетом банкомата, а также очутиться в магазине, где  смогут выставить на прилавок различный товар и продать его; при помощи обычного калькулятора. Была создана касса – это еще больше добавляет интереса у ребенка. Был создан кармашек с рекламой. Дети узнали, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.),  где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в интернете, раздается на улицах и т. д.). Также были созданы такие кармашки как: дидактическая игра «Рыбалка со сказками по финансовой грамотности»; дидактическая игра «Рекламашки»: ребенок сам создавал рекламу к различным предметам; машинка для печатания денег «Фокус»; «Разрезные картинки: Монеты и купюры»; подборка разнообразных дидактических игры по финансовой грамотности; подборка различных пластиковых карт для игр с банкоматом.

С дошкольниками старшей группы было проведено отрытое занятие «Машина времени», где дети познакомились с деньгами из прошлого настоящего и будущего времени и обсудили минусы и плюсы таких денег. На основе этого занятия для лэпбука были созданы индивидуальные карточки, где дети помогали Маше и ее сказочным друзьям приобрести угощения для торжества, они также как и дошкольники  побывали в прошлом, настоящем и будущем.

Конспект НОД по финансовой грамотности для старших дошкольников «Машина времени».                                     

Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательная: Расширить знания детей об истории возникновения денег, их предназначением.

Развивающая: Создавать условия для развития памяти, внимания, речи, стимулировать активность детей.

Воспитательная: Содействовать  бережному отношению к деньгам.

Материал и оборудование: мешочек крупы, мешочек ракушек, мешочек камушков; купюры, монеты; банковская карточка; касса; детский ноутбук. Прилавок с товарами из прошлого: русские народные платки; мех; пирожки; конфеты; фрукты; плетеная корзина. Прилавок с товарами из современного магазина: ложки, чайник, книжки, игрушки, чай, сахар, овощи. Терминал с изображениями товаров из будущего: посуда, торт, скатерть.

ТСО: Аудиозапись «Звук машины времени».

Ход занятия

Воспитатель:Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями и садятся на стулья). Скажите, а к вам домой приходят гости?

Дети:Да.

Воспитатель: А вы угощаете гостей? Чем?

Дети: Да. Печеньем, конфетами и т.д.

Воспитатель: А где вы берете, печенье и конфеты?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом то, что продается в магазинах?

Дети: Товар

Воспитатель: Правильно, а кто вам этот товар продает?

Дети: Продавец

Воспитатель: Как называют людей, кто покупает в магазине товар?

Дети: Покупателями.

Воспитатель: Я предлагаю для наших гостей накрыть на стол и угостить чаем. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Для этого нам необходимо сходить в магазин. Что еще нам  необходимо взять, чтобы купить товар?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Правильно. А что такое деньги?

Дети: Деньги - это предмет, за который можно все купить.

Воспитатель: А в вашей семье у кого есть деньги?

Дети: У мапы, папы, бабушки.

Воспитатель: Т.е. у родителей. А где берут деньги ваши родители?

Дети: Зарабатывают.

Воспитатель: Как еще можно получить деньги?

Дети: Выплачивают пенсии, можно выиграть, найти клад.

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Так как вы еще маленькие, заработать у вас не получится, но я вам помогу. У меня есть для вас задание. В коробке находятся различные предметы, вам необходимо отложить в одну сторону только де предметы, которые считаются деньгами, а остальные предметы, которые такими не являются в другую сторону. (Дети выполняют задание и объясняют, почему они выбрал тот или иной предмет).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем в современном мире расплатиться ракушками или крупой.

Дети: нет.

Воспитатель: Чтобы что-то купить на эти предметы нам необходимо отправиться в прошлое. Хотите отправиться в путешествие на машине времени?

Дети: Да (Дети встают  в круг, звучит музыка машины времени, а дети считают в обратном порядке 10 9 8…).

Воспитатель: Вот мы с вами и попали  в прошлое. Давным–давно, никаких магазинов не было, были различные ярмарки, базары, рынки и т.д. Люди не знали, что такое деньги: они обменивались друг другом товаром. Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Представьте, что где-то деньгами считались: соль; зерно; ракушки; драгоценные камни. А у нас в коробке есть что-то из этих предметов?

Дети: Да (достают мешочки с солью, с драгоценными камнями, ракушками). 

Воспитатель: Давайте мы попробуем, обменяться товарами и что-то приобрести для нашего чаепития. Для помощи у нас есть схема, которая нам поможем в обмене товара. ( На схеме нарисовано, что за самовар необходимо отдать две цепочки с драгоценными камнями, за пирожки необходимо отдать 6 ракушек, а за конфеты – мешок соли и мешок зерна).

(Стоит прилавок с товаром: русские народные платками, меха, конфеты, пирожки, конфеты и т.д.). Около них выкладываются предметы, которыми они меняются. Дети объясняют, правильно ли произведен обмен, называют его равноценность. (Дети выбирают, что им необходимо купить для чаепития и обмениваются товаром  друг с другом).

Воспитатель: Скажите, куда мы будем складывать купленный товар?

Дети: В пакет.

Воспитатель: В прошлом не было пакетов, были корзины, мешки. У нас с вами есть  корзина. (Складывают купленный товар в корзину)

Скажите, удобны ли были такие деньги как: соль, ракушки, камни? Почему?

Дети: Нет. Тяжело носить с собой; товар может испортиться; не равноценен.

Воспитатель: Поэтому люди придумали металлические и бумажные деньги, но перед этим деньгами считались драгоценные камни, золото, медные монеты. Скажите, как называются металлические и бумажные деньги?

Дети: Монеты, купюры.

Воспитатель: Посмотрите, есть у нас в коробке монеты или купюры? В каждой стране деньги называют по своему, скажите, а  в России какими деньгами пользуются в наше время, как они называются?

Дети: Да. Рубли и копейки.

Воспитатель: Поэтому мы отправляемся в наше время в магазин (Дети опять встают в круг и считают в обратном порядке, звучит музыка, и они попадают в настоящее время в магазин).

Воспитатель: Куда мы с вами попали?

Дети: В магазин.

Воспитатель: А как еще называют магазины?

Дети: Супермаркет.

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Магазин» и купим то, что необходимо нам для угощения гостей.

Игра «Магазин» (Стоит прилавок с одеждой, посудой). Один из детей становится на место продавца, а все остальные покупателями. На товарах написаны цены, дети должны посчитать свои  деньги и сказать на какие товары у них хватит средств. (Дети покупают посуду для чаепития и расплачиваются деньгами). Куда мы с вами будем складывать, купленный товар?

Дети: В корзину или пакет (складывают в корзину купленный товар).

Воспитатель: Ребята, а в наше время удобные деньги? Чем?

Дети: Можно положить в кошелек; карман; они не портятся как  продукты.

Воспитатель: А какие у них минусы?

Дети: Могут порваться, потеряться, Мелочь может быть тяжелой.

Воспитатель: Ребята, подумайте, а как могут выглядеть деньги в будущем?

Дети: Карточка, отпечаток пальца и т.д.

Воспитатель: Все может быть, но можно сказать, что уже сейчас на смену деньгам приходят пластиковые карты, а на смену магазинам приходят интернет-магазины. Только представьте, что магазинов не существует, и продукты мы с вами сможем заказать только через интернет, и его нам доставят прямо домой. Давайте отправимся в будущее  и попробуем, что-нибудь и там купить (Деть встают в круг и отправляются в будущее).

Игра  «Терминал».

Перед детьми стоит терминал  с картинками товаров с ценником. Детям, объединившимся в пару, выдается карта с определённой суммой, дети выбирают, что им необходимо купить   и определяют, хватит ли им денег для приобретения товара. Купленное кладут в электронную корзину и расплачиваются электронной картой.

Воспитатель: Скажите, а чего не хватает в интернет-магазине?

Дети: Продавца.

Воспитатель: Правильно, нет продавца, всю работу выполняет робот, курьер доставляет заказанный товар прямо домой. Скажите, а такие деньги удобные? Чем?

Дети: Не занимают места, не могут потеряться или порваться

Ребята скажите, для чего нам нужны деньги?

Дети: Для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для развлечений; для оплаты проезда в транспорте и т.д.

Воспитатель: Скажите, кроме денег, что еще усовершенствовалось?

Дети: Магазин, корзины, продавец (обосновывают свои ответы).

Воспитатель: Итак, мы с вами все купили, чтобы нам принять наших гостей, будем возвращаться обратно в садик, а заказанный товар нам доставит курьер.

(Ребята возвращаются в детский сад и накрывают на стол приобретенными товарами).

Дети и Воспитатель: Угощайтесь! 

23.04.2019, 4311 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы