Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний. Дидактическая игра «Смешарики» разработана для детей 2- 3 лет. Играя в эту игру, дети приобретают сенсорный опыт: знакомятся с основными цветами (синий, красный, желтый, зеленый), происходит закрепление знания величины (большой, средний, маленький), развивают мелкую моторику.
Данная игра обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям. Создает условия для позитивного доброжелательного отношения между детьми. Развивает у детей умение играть в группе сверстников.
Дидактическая игра представляют собой мягкие куклы разной величины и цвета, изготовленные из воздушных шариков наполненных крупой, мукой, крахмалом. Игрушки имеют лица. Данный методический материалы мы используем в следующих играх;
«Найди домик для Смешарика»
Цель: Закрепление знаний цвета, величины.
Ход игры: на каждого ребенка дается карточка, на которой изображены домики (разной величины, разного цвета). Ребенок находит дом для Смешарика в соответствии с цветом и величиной.
«Разноцветные тучки»
Цель; Расширение представлений детей о цвете, развитие умения соотносить предметы по цвету.
Ход игры: на карточках изображены тучки. Ребенок должен поместить Смешарика на тучку соответствующего цвета.
«Поможем Смешарику не заблудиться»
Цель: Знакомство с длиной, закрепление умения соотносить предметы по цвету.
Ход игры: на карточках изображены дорожки (длинные, средние, короткие). Нужно проводить Смешарика к домику, и сказать по какой дорожке он идет.
«Укрепляем наши пальчики»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: предложить детям сделать из овала круг, треугольник, квадрат. Найди два одинаковых на ощупь Смешарика.
«Попади в цель»
Цель: развитие глазомера, ловкости
Ход игры: метание Смешариком в корзины, в обручи.
Конспект НОД по сенсорному развитию для детей 2-3 лет «Веселые Смешарики»
Тема: Веселые Смешарики.
Цель: формирование у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Задачи: развивать у детей умение ориентироваться в заданном пространстве, умение находить предметы по заданным свойствам, активную речь, мелкую моторику, развивать мыслительные операции; закрепить умение детей правильно определять и называть сенсорные эталоны (цвет, форма, величины); воспитывать бережное отношение к пособиям, умение выполнять совместно задания.
Материалы: Смешарики (мягкие куклы разной величины и цвета, изготовленные из воздушных шариков наполненных крупой, мукой, крахмалом. Игрушки имеют лица), карточки с изображением дорожек разной длинны, домики ( разные по величине и цвету).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе?
Дети: Коробка.
Воспитатель: Правильно. А вы хотите узнать, что в коробке?
Дети: Да.
Воспитатель достает из коробки Смешариков.
Ребята, а как выдумаете что это?
Дети: Это шарики.
Воспитатель: Правильно. Это шарики, но не простые, а волшебные и называются они Смешарики (показывает шарики, повернув их лицом к детям.) Понравились вам наши гости?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему наши шарики называются Смешарики?
Дети: Они веселые, радостные, улыбаются.
Воспитатель. Скажите мне, пожалуйста, а наши шарики похожи друг на друга?
Дети: Нет. Они разные.
Воспитатель: Молодцы. А по каким признакам мы определили, что они разные.
Дети: По цвету и величине.
Воспитатель: Давайте, назовем какого цвета у нас Смешарики. Дети встают в круг, воспитатель в центре бросает ребенку шарик. Ребенок его ловит и называет цвет. А теперь назовем величину (дети называют величину шарика большой шарик, средний, маленький). Молодцы. Но наши гости пришли к нам не просто так. Смешарики гуляли, веселились и вдруг поняли, что потерялись и теперь не могут найти дорогу домой. Поэтому они и пришли в детский сад попросить детей, чтобы мы им помогли найти дорогу домой. Мы ведь поможем Смешерикам?
Дети: Да.
Воспитатель: На столах лежат карточки. На них изображены домики в которых живут Смешарики. У каждого Смешарика свой домик в соответствии с цветом и величиной. Нужно найти каждому Смешарику свой домик (проводится наглядная демонстрация). У меня большой синий Смешарик, и жить он будет в большом синем домике). А что нужно Смешарику, чтобы добраться до домика?
Дети: Дорожка.
Воспитатель: Правильно. У каждого Смешарика есть еще и своя дорожка .
Показывает детям дорожки. Какие они?
Дети: Длинные, средние, короткие.
Воспитатель: Правильно. А по цвету наши дорожки разные или одинаковые.
Дети: Разные (дети называют цвет дорожки, на которую показывает воспитатель).
Воспитатель: А теперь посмотрите, как мой Смешарик найдет свою дорожку (мой - большой, синий Смешарик побежит по длинной синей дорожке и прибежит к своему большому синему домику). А вы готовы помочь нашим друзьям?
Дети: Да.
Воспитатель: но сначала мы подготовим наши пальчики и поиграем с ними. Встаем все в кружок и повторяем за мной.
Пальчиковая игра.
Шарик мой воздушный
Легкий, непослушный!
Надувал я шар, пыхтел.
А он раз и улетел!
Шарик по небу летал,
Шарик всюду побывал.
Отражались в нем озера,
Реки синие и горы.
Отражались иногда
В нем большие города
Отдохнуть решил немножко
Опустился мне в ладошки
Полежит, поспит, вздохнет
Вновь отправится в полет.
Молодцы. Хорошо полетали, а теперь садимся за столы, берем Смешарика и проводим его домой (дети выполняют задание, объясняя свои действия). Вот какие молодцы. Все Смешарики нашли свой домик. А теперь пора нам с вами с ними попрощаться. И пригласить их еще к нам в гости.
Дети: До свидания.