Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Дидактическое пособие «Карусель настроения»

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Эмоциональное развитие - одно из основных направлений в развитии личности. Давно известно, что одни лишь интеллектуальные способности не являются залогом успеха. Да, без сомнения, высокий IQ поможет ребенку поступить в хороший университет. Однако, как показывает практика, без хорошего EQ  (эмоционального интеллекта) сегодня сложно преуспеть - причем, как в карьере, так и в личной жизни. Зачастую человек, обладающий выдающими интеллектуальными способностями, оказывается совершенно не приспособлен к жизни в социуме, не умеет справляться со стрессом и налаживать коммуникацию с людьми. Такое случается, если у человека низкий уровень эмоционального интеллекта.

В современном мире  увеличивается число детей с нарушениями в поведении, эмоционально-личностном развитии, у многих повышен уровень тревожности, занижена, либо наоборот, завышена самооценка. Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе, её необходимо развивать. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать личностно-ориентированному взаимодействию педагога с воспитанниками, где ребёнок эмоционально проявляет себя, реализуя себя как личность.

Основная цель дидактического пособия «Карусель настроения»создание психологического комфорта в группе, развитие и коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Технологическая карта дидактического пособия

Размер пособия 60/80.

Использованные материалы:

  • разноцветный фетр (фетр выбран в качестве основного материала, так как это экологически чистый материал, простой и удобный в работе; разнообразные цвета позволяют сделать яркое пособие для детей дошкольного возраста);
  • декоративные элементы:

- деревянные прищепки, пуговицы (экологически чистый материал);

- атласная корсажная лента (яркая, прочная);

- текстильный плетеный шнур (яркий, прочный);

- лента – контакт (липучка);

  • деревянная рама, холст (служат основой для фона из фетра, придавая прочность, неизменность геометрии).

Простота конструкции позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально, самостоятельной деятельности воспитанников.

Возрастная направленность:

Пособие возможно использовать при организации образовательной деятельности с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Алгоритм действия:

  • найти прищепку с фотографией (своей, друга);
  • определить свое настроение (настроение друга);
  • закрепить прищепку на корзину карусели с соответствующей пиктограммой.

Ребенок может «отражать» свое настроение в течение дня  (часы утреннего приема, перед началом и в конце занятия, во время режимных моментов, самостоятельной игровой деятельности, перед уходом домой).

Рекомендации:

На что обратить внимание?

  • Обращает ли ребенок внимание на свое эмоциональное состояние?
  • Может ли он определить эмоцию, которую испытывает в данный момент?
  • Осознает ли изменения в своем настроении?
  • Знает ли причину эмоций? Понимает ли ощущения, возникающие в его организме, во время тех или иных эмоций?
  • Может ли представить, как эмоция скажется на его дальнейшем поведении?
  • Учитывает ли свои эмоции при принятии решений в самостоятельной деятельности, выполнении заданий, поручений в совместной организованной деятельности.

Ожидаемый результат:

Сформированность элементарных навыков эмоционального интеллекта:

  • способность распознавать свои эмоции; понимать, как они влияют на мысли и поведение; уверенность в себе;
  • управление собой: способность контролировать свои эмоции, импульсивные реакции и поведение; способность проявлять инициативу, придерживаться принятых правил;
  • способность понимать эмоции других людей; способность реагировать на эмоциональные посылы, хорошо чувствовать себя в социуме;
  • отношения с людьми: способность создавать и поддерживать хорошие дружеские отношения, проявлять готовность к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, справляться с конфликтами.

Универсальность авторского пособия «Карусель настроения»

Виды детской деятельности:

  1. игровая;
  2. коммуникативная;
  3. продуктивная;
  4. чтение художественной литературы.

 «Карусель настроения» возможно использовать:

  • в спокойной зоне, предназначенной для отдыха детей и их уединения, для формирования умения оценивать свое эмоциональное настроение, настроение своих друзей, сверстников, развитие коммуникативных навыков (какое настроение у тебя? (у твоего друга?), спроси у друга, какое у него настроение? поделись своим настроением, подумай, как поднять настроение твоему другу?); для формирования положительного эмоционального отношения малышей к детскому саду, группе, сверстникам в период адаптации);
  • в зоне дидактических игр на развитие сенсорики и мелкой моторики рук (прикрепи на полянку цветы, укрась карусель бантиками; назови цвета  и др.);
  • в развивающем центре «Мир театра» для развития у детей умения передавать характер и настроение героев;
  • в центре «Юный художник» для развития чувства цвета, умения соотносить цвет и настроение художественного произведения;
  • в центре «Юный математик» для закрепления порядкового и количественного счета (сколько детей катается на карусели? сколько детей сегодня в группе? сколько мальчиков (девочек)?), понятий один, много (младший дошкольный возраст); знакомства детей старшего дошкольного возраста с арифметическими задачами (каталось два друга, к ним присоединились еще три мальчика, сколько детей катается на карусели?); развития ориентировки в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.);
  • в центре «Грамотейка» для развития речи (интонационной выразительности (скажи грустно, скажи весело), речевой активности, монологической и диалогической речи (расскажи, какое у тебя настроение?),
  • и других центрах.

22.04.2019, 1600 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы