Дети 3 – 4 лет, придя в детски сад, ещё не все знают основные 4 цвета: красный, желтый, синий, зелёный. Поэтому на занятиях воспитатель знакомит малышей с этими цветами. А чтобы работа была интересной и запоминающейся, педагог использует много игр («Форма и цвет», «Угадай какого цвета», «Что бывает зелёным?», «Найди красные предметы вокруг себя» и. д.) А так как мышление у детей - дошкольников наглядно – образное, то в работе используется много наглядности. Основным и обязательным условием закрепления изученного цвета является изготовление наглядности. Вместе с изучением цвета дошкольники знакомятся и с геометрическими фигурами. Это позволяет сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения. Формируется умение ориентироваться на два признака одновременно «Цвет и форма». Это пособие помогает воспитателю развивать мелкую моторику малышей, так как они очень любят играть с прищепками и закреплять в речи согласование прилагательного с существительным. Когда изучены основные цвета и геометрические фигуры проводится дидактическая игра и изготовление фриза. Итоговый фриз находится перед глазами детей, чтобы можно было в любой момент подойти и рассмотреть, вспомнить цвета и геометрические фигуры. Фриз размещен на стене, в свободном доступе для детей.
Цель: расширить представления о форме предметов, сформировать умение ориентироваться на два признака одновременно.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие: цвет (красный, синий, зелёный, жёлтый); форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Закрепить умение определять и называть цвет предметов. Группировать предметы по цвету.
- Закрепить умение ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет, форма).
Развивающие:
- Формировать внимание, мышление, воображение, память.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
Материалы к НОД:
Демонстрационный: геометрические фигуры из картона разных цветов – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, листы картона 4 цветов.
Раздаточный: карты с нарисованными на них геометрическими фигурами, вырезанные фигуры; фигуры для постройки домиков (квадраты и треугольники) на каждого ребёнка, разных цветов; цветы для клумб разных цветов, шаблоны ёжиков основных цветов; прищепки основных цветов.
Ход ОД:
1.Введение в игровую деятельность.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: - Ребята, в городе геометрических фигур беда – злой волшебник заколдовал цветную страну, в которой они живут и навёл там ужасный беспорядок. Фигуры очень просят им помочь. Поможем нашим друзьям? А вы справитесь?
2. Игровая деятельность.
2.1. Игра «Подбери ключ к замочку»
Дидактические задачи: сформировать представление о форме, умение ориентироваться на два признака одновременно.
Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги с нарисованными на них кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником. Все фигуры имеют разный цвет, причём цвет квадрата (круга и т. д.) у всех детей разный.
Воспитатель: - Ребята для того, чтобы нам попасть в цветную страну, нужно подобрать ключи к замочкам, и они откроются. К каждому замку надо подобрать ключ по цвету и по форме (дети подбирают ключи к замкам по цвету и форме). Молодцы! Все ключи подобрали правильно. (Воспитатель с детьми продвигается к фланелеграфу, на котором изображены цветные геометрические фигуры).
- Вот мы с вами и оказались в цветной стране, посмотрите, а это наши знакомые цветные фигурки. Поздоровайтесь с ними.
- Злой волшебник разрушил все домики наших фигурок , и они просят вам построить им новые.
2.2. Игра «Построй домик»
Дидактические задачи: сформировать представление о форме, предметы по цвету, объяснять свои действия.
Воспитатель: посмотрите, у вас на столе лежат детали для домика.
- Назовите, какой формы детали? Ответы детей (квадрат, треугольник).
- Постройте, пожалуйста, домики из фигур одного цвета. (Дети работают самостоятельно, воспитатель следит за работой)
Воспитатель задаёт вопросы: (- Какого цвета твой домик? Для какой фигуры ты построил свой домик?)
- Нашим друзьям – цветным фигуркам очень понравились новые домики, и они приглашают вас повеселиться вместе с ними.
Физкультминутка «Это лёгкая забава»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание.
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
2.3. Игра «Сажаем цветы»
Дидактические задачи: тренировать умение выделять цвет предметов, соотносить цвет с образцом, развивать мыслительные операции.
- Злой волшебник испортил все клумбы около домиков цветных фигурок, а они очень любят цветы. Давайте поможем им посадить цветы у домиков такого же цвета, что и сами домики. (Дети раскладывают цветы к домикам соответствующего цвета).
- Ребята, у цветных фигурок, злой волшебник навёл беспорядок, поможем им всё собрать.
2.4 Игра «Красный (желтый, зелёный, синий.)»
Дидактические задачи: формировать навык расстегивания и застегивания прищепок; закреплять знания основных цветов, согласование прилагательного с существительным. тренировать умение выделять цвет предметов, соотносить цвет с образцом, развивать мыслительные операции.
Дети выбирают геометрическую фигуру и раскладывают предметы по цвету.
3. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать и ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
Вот какие ребята молодцы! Славно потрудились.
- Чем вы сегодня помогли нашим геометрическим фигурам?
И ключи к замкам подобрали, и домики для фигурок построили, и цветы на клумбы посадили, даже все предметы разложили по местам. А всё потому, что вы были внимательными и хорошо знаете цвета и формы.