Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети - пешеходы. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения, поэтому очень важно с раннего возраста учить детей безопасному поведению на дорогах. Но учение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, это нельзя». Это скучно и неинтересно, поэтому задача педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. И в этом мне помогло дидактическое пособие – лэпбук.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук выглядит как интерактивная книжка из 14 развивающихся заданий о правилах дорожного движения. Вся информация содержится в кармашках, вынимающихся и разворачивающихся листочках, гармошках, и прочих забавных деталей.
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети вместе с взрослыми могут участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель: Формирование знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
Составляющие лепбука:
1. «Ребусы»
Данный раздел находится на левом коротком развороте наверху. На карточках изображены ребусы по теме ПДД.
Цель: развить познавательный интерес, познавательные способности, логическое мышление; прививать навыки безопасного поведения на улице.
2. «Загадки»
Данный раздел находится на левом коротком развороте в средине и представляет собой карточки, на которых написаны загадки.
Цель: Развитие умственных способностей и зрительного восприятия; умение соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
3. Лента «Виды светофоров»
Данный раздел находится на правом развороте снизу. Картинки соединены в ленту, которая складывается гармошкой. Раскрывая длинную ленту, сложенную гармошкой, дети знакомятся с эволюцией светофора (от первого светофора, до современных видов светофоров), о его назначении в дорожном движении.
4. «Азбука знаков»
Данный раздел находится на правом коротком развороте. Картинки соединены в ленту, которая складывается гармошкой.
Цель: Закреплять представление у детей о значении дорожных знаков, упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе.
Дети не только называют знак, но и букву, напечатанную на картинке, определяют расположение звука в слове (начало, середина, конец).
5. Дидактическая игра «Найди ошибку»
Кармашек с дидактической игрой «Найди ошибку» находится на правом узком развороте лепбука.
Цель: Развивать внимание, мышление у детей в знаниях по правилам дорожного движения.
6. Дидактическая игра«Ассоциации»
Кармашек с дидактической игрой «Ассоциации» находится на нижнем широком внутреннем развороте лепбука.
Цель: Развить у ребёнка умение анализировать, сопоставлять, выстраивать ассоциативный ряд.
В ходе игры дети составляют пары из предметов, относящихся друг к другу по характерным признакам (например, знак «Подземный переходный переход»- ситуация в которой этот знак применяется). Подсказками может служить их форма. Карточки соединяются между собой по принципу пазла. В игре могут принять участия от 1 до 5 детей.
7. Дидактическая лото«Знаки»
Кармашек с дидактическим лото «Знаки» находится на верхнем узком внутреннем развороте лепбука.
Цель: Формирование умственных способностей и зрительного восприятия; умение соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением.
Воспитатель читает загадки о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. В игре участвуют 4-6 детей.
8.Книжка малышка«Найди ошибки»
Данный раздел находится на верхнем узком внутреннем развороте лепбука.
Цель: Развитие внимания, памяти, мышления, умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Учить активизировать речь детей.
9. Раскраски
Цель: Совершенствование представлений о правилах дорожного движения, развитие моторики пальцев рук.
Сюжет каждой картинки направлен на повторение, расширение представлений детей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдать. Этот кармашек постоянно обновляется новыми раскрасками.
10. Кармашек «Важная профессия».
Данный кармашек находится во внутренней центральной части лепбука.
Цель: Развитие у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией Инспектор дорожно-постовой службы (ДПС);
2. Рассказать о личных качествах сотрудников ДПС;
3. Познакомить с одеждой сотрудников, ее отличительными знаками, снаряжением;
4. Дать представление об автомобиле ДПС, его внешнем виде, внутреннем оснащении;
5. Познакомить с номером телефона, по которому можно вызвать ДПС.
11. Дидактическая игра «Палочки выручалочки».
Игра находится вверху на внешней части широкого разворота лепбука.
Цель: Упражнять детей в составлении транспорта из счётных палочек на плоскости стола опираясь на схему.
12. Информационный стенд «Дорожные знаки», «Знаки сервиса»
Стенды расположены внизу на внешней части широкого разворота лепбука.
Цель: Закрепление знаний детей о дорожных знаках. Умение читать их на дороге.
Дети учатся применять «Дорожные знаки» и «Знаки сервиса» в следующих игровых ситуациях:
- ситуации – иллюстрации,
- ситуации – упражнения,
- ситуации – оценки.
13. Дидактическая игра «Расскажи истории»
Игра расположена в кармашке в центре лепбука. Здесь собраны сюжетные картинки с изображением различных дорожных ситуаций.
Цель: Закрепить умение составлять рассказ по картинке, расширить словарный запас, объяснительную речь детей.
14. Кармашек «Правила дорожного движения»
Данный раздел находится в центральной части внизу и представляет собой 3 кармашка с подборкой стихов по ПДД, о знаках ПДД, о видах транспорта и т. д. (карточки меняются по возрастам).
Рекомендации по использованию лепбука
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в разделе ПДД, а также детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети с интересом изучают о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволит разнообразить работу, повысить познавательный интерес у детей, качества знаний, умение работать с информацией.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по лэпбуку направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|