Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие: Лэпбук по речевому развитию «В гостях у сказки»

Актуальность

Лэпбук - это многофукциональное пособие, отличный способ закрепления и повторения материала, отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде (далее – РППС):

  • доступность - обеспечивает все виды детской активности, в том числе детей с ОВЗ, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность;
  • полифукциональность – использование пособия в различных видах детской активности,  как со всей группой, так и с подгруппой, индивидуально;
  • трасформируемость –  позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающая свободный выбор детей; появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В «лэпбуке» существует несколько вариантов использования каждой его части;
  • насыщенность – в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме и использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой);
  • лэпбук соответствует самому главному требованию к организации РППС – это безопасность.

Лэпбук по стимулированию речи детей раннего возраста «В гостях у сказки» – это современное доступное инновационная технология, способствующая взаимодействию всех участников образовательных отношений, обеспечивающая живое эмоциональное общение детей с взрослыми, друг с другом.

 

Предназначение

Целевые ориентиры в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними; исследует их свойства, экспериментирует.

Используя лэпбук «В гостях у сказки» реализуем следующие цели:

v развивает психические процессы детей раннего и младшего дошкольного возраста;

v предусматривает применение специальных игр и заданий с целью стимуляции речи детей раннего возраста;

v обогащаетзнания детей о русских народных сказках, их героях, последовательности содержания сказок;

v формирует представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы;

v помогает освоению содержания понятий«добро» и «зло».

Для родителей – это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения.Привлекаем их к созданию лэпбуков (поиск информации, подготовка одного из разделов). Это одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Возрастная направленность

    Рекомендуется для педагогов и родителей в работе с детьми 2-4 лет.

Алгоритм (способы) использования

Для ребенка «лэпбук» – это игрушка, в которой собрано много интерактивных форм: дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок. Пособие может использоваться как в индивидуальном развитии, так и на групповых занятиях.

Работа с лэпбуком состоит из следующих этапов:

  • 1этап – ознакомительный.

Задача: вызвать интерес к лэпбуку.

  • 2 этап – обучающий.

Задача: объяснить задания детям.

  • 3 этап – практический.

Задача: использовать в  совместной и самостоятельной (вторая половина года) деятельность детей. 

Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей мы отметили, что познакомившись с лэпбуком, освоив все задания в нём, у многих детей появились «любимые кармашки», к которым они возвращались вновь и вновь.                                                                                                                        

В лэпбуке представлены разные виды тетра:

  • на палочках – сказка «Репка»;
  • на прищепках – сказки «Теремок» и «Волк и семеро козлят»;
  • на липучках – сказка «Колобок».

Разработали дидактические и настольно – печатные игры на развитие:

  • грамматической стороны речи («Да – Нет», «Кто ушел, кто пришел?», «Чей портрет?», «Спой песенку о герое», «Расскажи сказку»);
  • зрительного внимания («Чья тень?», «Собери сказку»);
  • мышления («Отгадай загадку», «Кто за кем тянет репку?», «Кто что ест?», «Кто как говорит?»);
  • мелкой моторики рук («Прокати колобка по дорожке», «Театр на прищепках», «Театр на палочках», «Театр на липучках»);
  • сенсорных способностей («Спрячь колобка от лисы»).

Оформлены картотеки потешек и песенок, пальчиковые игры, физкультминутки, раскраски.

Предлагаем краткое  описание игр, используемых в пособии:

  1. 1.         Дидактическая игра «Да – Нет»

Цель: узнать персонажа из сказки.

Воспитатель показывает на портрет и задает вопрос, а дети должны ответить «да» или «нет».

  1. 2.         Дидактическая игра «Кто ушёл, кто пришёл?»

 

 

Цель:развивать зрительную память.

Персонажи из сказки выложены перед детьми. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает или добавляет одного персонажа. Дети должны угадать, кто ушёл или кто пришёл.

  1. 3.         Речевая игра «Чей портрет?»

Цель:закрепить  знание героев сказки.

Необходимо узнать  персонажа из сказки. Воспитатель показывает на портрет, а дети должны назвать персонажа.

  1. 4.         Музыкальная игра «Спой песенку о герое»

Цель: закрепить знание песен.

Необходимо вспомнить и спеть песенку о герое, которого показывает воспитатель.

  1. 5.         Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель:развивать связную речь.

В этом кармашке находятся карточки с картинками, с помощью которых дети рассказывают сказку.

  1. 6.         Дидактическая игра «Чья тень?»

Цель:развивать воображение.

В книжке – гармошке изображены тени героев определенной сказки. Необходимо правильно определить и сопоставить изображение тени с  изображением реального сказочного персонажа.

  1. 7.         Дидактическая игра «Собери сказку»

Цель:составить картинку из частей.

В этом кармашке находятся разрезные картинки сказок. Необходимо правильно собрать картинку, чтобы встретиться со сказочным героем.

 

  1. 8.         «Отгадай загадку»

Цель:развивать мышление.

Данный раздел представляет собой блокнот, на страницах которого написаны загадки. Воспитатель загадывает загадку, если отгадали правильно, то страница переворачивается.

  1. 9.         Дидактическая игра «Кто за кем тянет репку?»

Цель:закрепить содержание сказки.

В этом кармашке находится театр на палочках. Занятие начинаем со слов: «Расскажи, кто начал тянуть репку первым?», кто называет правильно – ставит героя на свое место.

  1. 10.    Дидактическая игра «Кто что ест?»

Цель: закрепить умение различать и называть животных.

Данный раздел представляет собой два вращающихся круга разного диаметра. Детям нужно подобрать к соответствующему животному соответствующую пищу. Данное задание идет на закрепление знаний детей по теме «Домашние и дикие животные», чем питаются домашние и дикие животные,

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Цель:развивать умение воспроизводить крик животных.

Данный раздел представляет собой книжку – гармошку, на страницах которого изображены животные. Воспитатель показывает на определенного животного, а дети должны отчетливо и внятно произнести звукоподражание животного.

  1. 11.    Настольная игра «Прокати колобка по дорожке»

Цель:ориентировка в пространстве.

Необходимо прокатить колобка по дорожке.

  1. 12.    Дидактическая игра «Спрячь колобка от лисы»

Цель:закрепить цвета и геометрические фигуры.

В этом кармашке находятся карточки основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), на которых изображен колобок в основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Необходимо «закрыть» окошечки «домиков», чтобы лиса не заметила колобка. Ребенок подбирает вкладки по цвету и форме.

  1. 13.    Театр на палочках, театр на прищепках, театр на липучках

Цель:развивать память.

Очень нравится детям и они сами рассказывают и показывают сказки.

  1. 14.    Раскраски

Цель:развивать мелкую моторику.

В этом кармашке находятся черно – белые рисунки сказок, которые необходимо раскрасить. Процесс раскрашивания позволяет развивать творческие способности ребенка, прививает художественный вкус, усидчивость, технические навыки раскрашивания. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что  влияет на становление речи ребенка.

Образовательный эффект

Систематическое использование пособия  позволяет решить следующие задачи в различных образовательных областях:

«Социально – коммуникативное развитие»

  • способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
  • развивать желание выполнять совместные игровые задания;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми в различных ситуациях.

«Речевое развитие»

  • воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;
  • обогащать и расширять словарный запас детей;
  • развивать умение понимать обращённую речь с опорой на наглядность.

«Познавательное развитие»

  • закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках
  • развивать воображение, умение составлять целое из его частей;
  • формировать умение угадывать и правильно называть героя по его силуэту.

«Физическое развитие»

  • обеспечить смену деятельности детей с учётом степени её эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.
  • развивать мелкую и крупную моторику.

«Художественно – эстетическое развитие»

  • учить инсценировать эпизоды сказок;
  • прививать любовь к устному народному творчеству;
  • развивать у детей творческие способности.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия(Н.И. Мирон).

18.04.2019, 2262 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы