Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Методическое пособие - Лепбук на тему «Животные Севера».

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит отсоздания благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Современному воспитателю постоянно приходится внедрять в работу с детьми новые, современные образовательные технологии.

Одним из современных форм организации образовательной деятельности дошкольника является лэпбук.

В своей педагогической деятельности использую авторские лэпбуки, как средство познавательно-речевого развития детей.

Например, лэпбук на тему «Животные Севера»

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС, он:

• информативен;

• способствует развитию творчества, воображения;

• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

• обладает дидактическими свойствами.

•является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

• вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников

Лэпбук обеспечивает:

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с

детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

• развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;

• развитие воображения, творческой активности и инициативы, в том числе речевой;

• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

• совместной деятельности и общения;

• создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Данный лэпбук содержит  практический материал в соответствии с целями и задачами реализуемой образовательной программы. Это своего рода «копилка» учебного материала, удобное средство сбора, систематизации, обобщения и последующего воспроизведения накопленных знаний. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

 В пособии «Животные Севера» мной разработаны следующие материалы:

  1. Д/игра «Кто живет на севере». Дети знакомятся с различными видами животных, их внешним видом и т.д.
  2. «Это интересно» .Картинки, символы расположенные в ней вызывают у детей вопросы, желание узнать, догадаться. Информацию можно менять и дополнять в зависимости от ее накопления.
  3. Мнемотаблицы, по которым ребенок составляет рассказ о животном. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
  4. Д\игра «Назови малыша» помогает ребенку запомнить и правильно называть детенышей животных, узнавать их по описанию.Вырабатывать умение соотносить детенышей с картинкой взрослого животного.
  5. Д\ игры «Кто чем питается», « «Чьи следы», «Где чья тень» Игры  направлены на воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря. Эти игры способствует развитию мыслительной деятельности, развитию познавательного интереса дошкольника.
  6. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Загадки, стихи, рассказы — прекрасный речевой материал, который можно использоватьв обучающих и совместных играх с детьми. В пособии представлены загадки, стихи по теме, которые можно дополнять или менять в зависимости от возраста детей.
  7. Рисование - одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В кармашке «Раскрась картинку»  всегда есть материалы для творчества детей.

В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лепбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию. Такой лэпбук подходит для многократного применения, достаточно периодически менять информацию в нем.

Лэпбук имеет большое значение для развития личности, как воспитанника, так и педагога:

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Значение для ребенка:

- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Результаты использования лэпбука:

- быстрое запоминание информации;

- проявление повышенного интереса к содержанию;

- проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

Таким образом, объединяя обучение, развитие и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.

 

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Животные севера. Составление описательного рассказа».

Цель: систематизация знаний детей о животных севера. Формирование умение составлять описательный рассказ.

Задачи:

1. Обучающие задачи: 

- активизировать словарь по лексической теме «Животные Севера»;

- систематизировать знания о животных  и их отличительных особенностях;

- упражнять в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении предложений.

 2. Развивающие задачи: 

- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

3. Воспитывающие  задачи:

- воспитывать внимание к собственной речи и речи окружающих, доброжелательность, активность, умение сотрудничать.

Методы и приемы:

Словесный: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; художественное слово; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядный: демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Практический: использование дидактических игр.

Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Полярная сова», лэпбук «Животные Севера», иллюстрации диких животных севера, иллюстрации тундры, северного ледовитого океана,  схема описательного рассказа.

Предварительная работа: беседа о животных и птицах севера, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Словарная работа: активизировать словарь детей словами:

крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки, полярный волк.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель. Какой сегодня замечательный день.

Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: — Доброе утро!

- К нам в гости прилетела полярная сова Таша. (демонстрируется игрушка «сова»). Она принесла нам интересную книгу, но открыть мы ее сможем если выполним задания совы Таши:

1. Я слышала что, вы хорошо знаете, какие птицы обитают в теплых и холодных краях. Назовите моих самых близких соседей!

Ответы детей: Гагара, тупик, полярная чайка, куропатка.

2. А кто из птиц живет от меня далеко-далеко?

Предполагаемые ответы детей. Пеликан, фламинго, тукан, страус.

Дыхательная гимнастика: «Ветер» (2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,

 Слезки с ваших щек он сдул.

И.п. –  сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

3. Но мы, птицы – не единственные, кто живёт на жарком юге или холодном севере. Есть у нас соседи. Одни живут на суше, другие – в воде. Летать они не умеют и покрыты не перьями, а шерстью или кожей. Кто это?

Предполагаемые ответы детей. Животные!

- Ребята, вы ответили на все вопросы совы, но книга не открывается. Посмотрите, здесь замочек да не простой. Если правильно подобрать к замку слова-ключи, то он обязательно откроется. Наш замок – это… (демонстрируется картинка «снег»)

Предполагаемые ответы детей. Снег!

Дети называют  «родственников» к слову «снег». В случае  затруднений, воспитатель предлагает подсказки: «буря со снегом», «человечек из снега», «снег падает – это…» и другие.

- Много снежных, холодных слов вы назвали.  И книга открылась. Молодцы, ребята.

-Куда же мы попадем? Куда привела нас книга?

Воспитатель демонстрирует изображения тундры и побережья Северного ледовитого океана.

Предполагаемые ответы детей. Это север! Холодные края!

- Сегодня книга привела нас на родину полярной совы Таши, на крайний север.

- Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Предполагаемые ответы детей. Мы видим равнину, на которой растет трава и мох, всюду озера, леса совсем нет.

- А вот и не угадали, есть здесь лес! Только спрятаться в нем вы не сможете, потому что он не высокий.

- Кто из вас знает, как называется эта земля?

Предполагаемые ответы детей. Эту землю называют тундрой.

- Верно, это тундра.

- Давайте теперь заглянем дальше. Что вы видите?

Предполагаемые ответы детей. Всюду льды, море.

- Правильно ребята.Эти заснеженные берега, холодные льды – берега Северного ледовитого океана. Это самый маленький и самый холодный океан на нашей планете.

- Ребята, но мы не видим здесь ни одного животного.

- Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы детей.…

- Животные, боятся людей и прячутся от них. Но они покажутся, если мы правильно назовём их по имени. Отгадайте, ребята, кто это такой:

Отгадывание загадок о животных Севера и демонстрация картинок.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он - ...

Предполагаемые ответы детей. Тюлень

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь...

Ответ: Моржи

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же...

Ответ: Пингвин

Гуляет он не по саванне,

А в море-океане,

И львиной гривы вовсе нет,

И рыбу ловит на обед.

Угадай, кто он такой? -

Царь зверей! Но лев...

Ответ: Морской

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? - Морской...

Ответ: Котик

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые...

Ответ: Медведи

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

Ответ: Олень

Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут...

Предполагаемые ответы детей. Песец.

- Кто это такой: кто бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку? (северный олень)

Игра «Кто где живет» (распределить картинки животных по местам их обитания)

Демонстрируется картинка северного оленя, воспитатель уточняет, где можно увидеть северного оленя – среди льдов или в тундре.

- Угадайте, кто это: бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы?

Предполагаемые ответы детей. Лиса!

- Верно, только не простая лиса, а полярная. И называется она – песец.

Демонстрируется картинка песца; уточняется, где можно встретить песца – на побережье океана, в тундре.

Аналогично предлагается «угадать» по действиям полярного волка, белого медведя, моржа, тюленя.

- Отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет, косолапит – белый медведь

- Ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж

-Плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа – тюлень

В кругу выполняется пальчиковая гимнастика «Сова».

У глазастой совушки (Большие и указательные пальцы сложены в «очки» - это глаза совы)

Хищная головушка,(кулачки прижаты друг к другу, большие пальцы – вверх (ушки, указательные пальцы вместе, выставлены вперед – нос)

Перышки пушистые,(Одна ладонь гладит другую)

Ноженьки когтистые.(Пальцы на обеих руках полусогнуты – «когти»)

Ловит мышек и зайчат(Фигура «мышка»: безымянный, средний, большой пальцы – «мордочка», согнутые мизинец и указательный – «ушки»)

На охоте по ночам.(Фигура «птица»: руки перекрещены, ладонями к груди, 4 пальца прижаты друг к другу – «крылья», большие пальцы отставлены и скрещены – «голова»)

«Птица» машет крыльями.

Игра «Чьи следы?».

- Услышали звери наши голоса и испугались! Спрятались за снежной горой. Но вы можете узнать по следам, кто спрятался за горой.

Ответы детей: Я вижу оленьи следы. Это медвежьи следы . Я вижу волчий след и т.д.

Каждому ребенку предоставляется возможность ответить. Воспитатель  стимулирует детей следить за ответами товарищей и исправлять их при необходимости.

Составление предложений о животных севера.

-Посмотрите, ребята, сколько  животных обитает на Севере! Вы запомнили, что они умеют делать?

- Расскажите о них друг другу. Выберите картинку животного, который нравится вам больше всего, и составьте о нем предложение.

Игра «Расскажи о животном»

При составлении предложений воспитатель поощряет разнообразие ответов.

Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — крыша)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно).

-Понравилось вам  на родине полярной совы Таши, ребята?

-Кто из животных понравился вам больше всего?

Предполагаемые ответы детей. Перечисляют понравившихся животных.

- А мне очень нравится белый медведь.

Книга помогла вам повстречаться с белым медведем. Но у вас есть друзья, которые такого мишку никогда не видели. Давайте расскажем им об этом животном. Что нам нужно для рассказа?

Предполагаемые ответы детей. Для рассказа нам нужен план – схема, по которому  мы составим рассказ о животном.

Дети под руководством воспитателя выбирают нужные элементы для рассказа и составляют рассказ.

- Все верно, вы ничего не забыли! Подумайте немного и начнем наш рассказ. Помните, что работаем мы дружно, рассказываем один за другим, прислушиваемся к тому, что сказали другие ребята, и помогаем, если они что-то забудут.

Примерный рассказ: Это белый медведь. Он огромный, лохматый, косолапый, черноносый и короткохвостый. У белого медведя густая шерсть, сильные лапы и острые когти. Его детеныши – медвежата. Белый медведь ловит рыбу, охотится на тюленей. Он живет в Арктике.

 Игра «Рисунки на память»

- Мишка и его медвежата очень любят, когда их рисуют,  предлагаю ребятам сделать медведям подарки: взять картинки - раскраски и раскрасить их. А сова Таша передаст наши подарки медвежатам.

- Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями совы.

Дети раскрашивают рисунки и благодарят сову за интересное занятие.

11.04.2019, 2670 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы