Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие - лепбук «Животные Африки»

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в ДОУ. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

В связи внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы,  идеи для реализации педагогической деятельности. Работая с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи, для реализации образовательных задач тематической недели «Животные жарких стран» разработала авторское пособие – лепбук «Животные Африки». Целью, которого является расширение представления детей об образе жизни животных Африки,  их детенышей,  питании и местах обитания. Это учебное пособие учит мыслить дошкольников и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Его можно использовать как в детском саду, так и дома на всех этапах познавательного развития. Он  предназначен для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Лепбук–представляет собой папку, которую ребенок может разложить в удобном для него месте и за один раз просмотреть содержимое совместно со взрослым.  

Данное пособие многофункциональное, информативное, полифункциональное (способствует развитию творчества, воображения), вариативное (есть несколько вариантов использования каждой его части). Структурировано и содержательно для детей дошкольного возраста, и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук содержит систематизированный практический материал, который помогает мне организовать, спланировать и провести работу с детьми. Игровой характер многих заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше узнать интересные факты о животных, сделает этот процесс более интересным и увлекательным.

В пособии содержатся следующие задания:

- «Составь рассказ»- картинки с изображением животных и мнемотаблица, по которой дети легко могут составить описательный рассказ о любом животном.

- «Интересные факты о животных» - картинки с изображением животного Африки, а на обратной стороне изложены интересные факты об этом животном. 

- «Задания на смекалку» – карточки с различными познавательными и развивающими заданиями, направленные на развитие логического мышления.

- «Назови семью» -  это дидактическая игра, в которой ребенок должен   назвать    животных и их детенышей.

- «Кто чем питается» - это дидактическая игра, в которой ребенок  знакомиться, чем питаются разные виды животных.

- «Отгадай загадки» -  ребенок должен отгадать загадку и найти соответствующего животного.

 - «Пазлы» - из разрезанной картинки ребенок собрает целую. Данное упражнение соответствует развитию мелкой моторики и внимания.

Таким образом, в данном универсальном учебном пособии   помещается много информации в очень привлекательной интересной форме. Такая необычная подача материала обязательно привлекает внимание ребенка, и он еще не раз возвращается к этой папке, чтобы поиграть в нее, повторяя пройденный материал. При наблюдении за детьми группы, можно отметить, что детям очень нравится такое пособие, оно несет в себе познавательные и развивающие функции, которые позволяют в интересной и доступной форме познакомить детей с животными Африки.

НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Экскурсия в Африку»

Цель – формирование   представлений детей об Африке и  животных жарких стран.

Задачи.

Обучающие: формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;  расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран и их детёнышей.
Развивающие: развивать интерес к представителям живой природы;
развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
Воспитывающие:   воспитывать любознательность,  интерес к диким животным, уважительное и бережное отношение к природе.

Словарная работа:  обогащать и активизировать словарь детей;  расширять активный понятийный словарь воспитанников.
Методы и приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, вопросы к детям, художественное слово.

Игровые: дидактическая игра и упражнение.

Наглядные: рассматривание плакатов, слайдов (фотографий).

Оборудование: презентация с изображением зон Африки, лепбук  «Животные Африки», иллюстративный материал с изображением животных Африки, контейнер  с кинетический песком, посылка, письмо.

Индивидуальная работа:

Вызвать на общение малоактивных детей, заинтересовать часто отвлекающихся  и невнимательных детей.

Предварительная  работа: чтение сказки Ю. Яковлева «Умка», стихов и рассказов об Африке, загадывание загадок о животных.

Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран»), иллюстраций и фотографий с изображением животных для рассматривания.
Беседы о животных жарких стран, обитателях Африки.

Рисование и раскрашивание животных Африки в свободной деятельности.
  

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель:  почтальон принес в детский сад   посылку. На ней написан адрес: «Детям группы № 11 «Любознайки».  Без вас я не стала её открывать,  решила, что мы сделаем вместе. Интересно кто прислал нам её.

- Как вы думаете, откуда пришла посылка? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает открыть посылку и узнать, кто её прислал. (Дети вместе с педагогом открывают посылку).

- Ребята посмотрите,  здесь интересная книга и ещё письмо, интересно от кого оно? (педагог предлагает детям прочитать письмо)

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам медвежонок Умка, который живет на Севере, у нас много снега и очень холодно, но моя мама белая медведица рассказала мне, что есть другой континент. Его называют Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка, и там совсем не бывает снега. И мне очень хотелось узнать, кто же там живет. Ребята, помогите мне узнать много нового и интересного об Африке, и её жителях. А  эта интересная и  увлекательная книга поможет вам пройти все испытания».

Ребята, давайте откроем эту   книгу и рассмотрим, сколько здесь необычных и красивых кармашков,  в каждом из них спрятаны интересные игры и задания,  при помощи которых нам предстоит путешествовать по Африке.

- Выполним просьбу Умки и оправимся в путешествие по Африке. (Ответы детей)- Вы не боитесь трудностей и испытаний? (Ответы детей)

Прежде, чем отправиться в путь, я предлагаю вам поиграть в необычную игру. Мы будем передавать этот ананас друг другу и рассказывать о том, что каждый из вас представляет, услышав слово «Африка» (например: Африка - это пальмы, жара, обезьяны, пустыня...).

- Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (предполагаемые ответы детей)
А может мы с вами выберем ковер- самолет?
Сначала надо подумать, что нам взять с собой в путешествие?
Дети: карту, компас, бинокль, подзорную трубу и конечно аптечку, панамку.

Воспитатель: наденьте кепки,  закройте глаза, запоминайте волшебные слова и повторяйте за мной

«Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно она нас ждет.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас зовут!» (Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Теперь мы откроем глаза и расскажем, что каждый из вас представил какая Африка?    Подберите красочные слова для описания Африки. (Знойная, красивая, солнечная, загадочная, чудесная,   таинственная).

- Ребята, мы с вами оказались в тропическом лесу. (показ слайда, природная зона Джунгли)

- Как он называется? (предполагаемые ответы детей). 

Да, это джунгли. 

В джунглях живут разные животные. Хотите узнать какие? (Предполагаемые ответы детей).  Поможет нам в этом наша книга  (используются загадки из Лепбука).

Воспитатель: Задаёт детям загадки про животных, дети отгадывают, про какое животное загадка и находят это животное.

В реках Африки живет злой зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит (крокодил)
Ее дом в джунглях лиана -
Потому что она (Обезьяна)
Это - полосатый кот,
В джунглях Индии живет.
На охоте круглый год
Этот полосатый кот. (тигр)

Неуклюжий и большой,

Он пасется под водой,

Набивает свой живот,

Щиплет травку…(бегемот)

Мчится как ветер по сафари,
Ни догнать его, ни как.
Грациозен и опасный взгляд -
Потому что он (Гепард)

Я по Африке пойду,

Словно по бульвару.

Встречу птицу какаду

И увижу ара.

Дайте сразу же, ребята,

Мне названье тех пернатых. (Попугаи)

Любит сладкое примат –

Человека младший брат.

От бананов до безе

Обожает … (Шимпанзе)

- Ребята, наши животные проголодались. У них сейчас время обеда.

- Как можно назвать одним словом этих животных?  (Дикие животные)

Но мы с вами знаем, что дикие животные сами добывают себе еду.  Так чем же они питаются?

Давайте мы их покормим, используется задание из лепбука: «Кто чем питается?».

 (Дети поочередно берут по одной карточке  с изображением животного и находят для него соответствующую картинку с изображением корма, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видах животных.)

- Вот мы с вами и покормили голодных животных и можем дальше продолжить наше путешествие
Воспитатель: Ребята  вы молодцы, все знаете. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Проводится физкультминутка   – упражнение    «У жирафов… »
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

(Е. Железнова)
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,  (Пощипывают себя) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.  (Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде. (Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.  (Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.  (Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.  (Показывают части тела).
Воспитатель. Хорошо повеселились, отдохнули, продолжаем наш путь. (показ слайда, природная зона Саванна)

Воспитатель. Мы попали в африканскую саванну.
Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей.  

Звучит музыка (звуки и голоса животных)

Воспитатель. Ребята, вы слышите  звуки?

- Что-то произошло, это плачут  детёныши животных, они  потеряли своих мам. Давайте им поможем найти родителей? (используется задание из Лепбука «Назови семью»). 
- Мы должны правильно сказать, как называются детёныши этих  животных. И тогда они услышат нас, и вернуться к своим мамам.
Воспитатель. Молодцы, ребята можем продолжить наш путь.

Воспитатель. Посмотрите  ребята,  вот и оазис впереди. (показ слайда, природная зона Оазис)

Что такое оазис? (предполагаемые ответы детей)

(В оазисе живут животные, живут и люди.  Здесь есть растительность, водоемы, куда звери приходят на водопой.)

Воспитатель. Ребята здесь, все животные куда  исчезли? Что-то  произошло.

Всё понятно, это злой  и ужасный Бармалей похитил и запер в клетках бедных животных. Для их освобождения мы должны выполнить несколько сложных заданий.  Дети выполняют задания из лепбука «Задания на смекалку».

Каждый  ребенок  берет карточки с различными познавательными и развивающими заданиями и выполняет их (такие как «найди отличия», «найди правильную тень»,  «соедини животное  и его схему», «подбери пары»)

С этими заданиями вы тоже  справились, молодцы,   

Воспитатель. Теперь мы с вами  можем продолжить наш путь. (показ слайда, природная зона  - Пустыня)

- Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца.

- Как же называется эта природная зона? (Ответ детей)
- Конечно, пустыня. В Африке много пустынь – пустыня Калахари, пустыня Намиб.  Но самая большая – это пустыня… Сахара.
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
- К жизни в пустыне приспособились и животные. В пустыне обитают животные верблюд, черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра,  рогатая гадюка,  варан. (Показ слайдов).

Воспитатель. Ребята,  в пустынях бывают часто песчаные бури, и картинку с животными Африки, которую мы должны отправить Умке, засыпало песком. Её  нужно отыскать в песке, а потом собрать

А чтобы это было весело и дружно, я предлагаю вам сделать это всем вместе.

(Дети в кинетическом песке находят части разрезной картинки, и собирают её, используя задание из лепбука «Пазлы»,  воспитатель предлагает детям забрать картинку с собой)

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться детский сад.  Когда мы вернемся в детский сад, мы напишем письмо  Умке, описав Африку и всех животных, которых мы встретили.  (используется задание из лепбука  «Составь рассказ», дети составляют рассказ по мнемотаблице)

Давайте вернёмся на наш ковер - самолёт.
Воспитатель. Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной.
«До свидания, Африка! 
Волшебная страна.
Отправимся из  Африки,
Скорее в детский сад»

Воспитатель подводит итог занятию.
- Где вы побывали?

- Что вы узнали нового и интересного? 

- А что запомнилось больше всего?

- Ребята, какое мы с вами доброе дело сделали?

Молодцы ребята! Вы очень добрые и отзывчивые, помогли Умке узнать про Африку и её животных.

11.04.2019, 2781 просмотр.

Друзья сайта
Полезные ресурсы