Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Кооперативная развивающая игра «По дороге в Изумрудный город»

Наблюдая за детьми в детском саду можно заметить, что одни из них популярны среди сверстников, а другие нет. Эта «непопулярность» продолжится и в школе, дети не принятые сверстниками, могут стать изгоями. А ведь общение в группе сверстников в детском саду необходимо для развития социальных умений, а в дальнейшем и  чувства социальной компетентности.  Важно знать,  какие качества связаны с популярностью и что мы можем сделать, чтобы научить детей навыкам которых им недостает. Какие же качества характерны для популярных детей: чувствительность к потребностям других, согласие играть рядом с другими, при необходимости приходить на помощь, откликаться на предложения других детей, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Если отношения со сверстниками существенно влияют на ход социализации детей, а их успешность зависит  от наличия социальных навыков, тогда важно развить эти навыки на протяжении дошкольного периода.  Необходимо создать условия позволяющие ребенку приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками. Встает вопрос, что может стать универсальным способом формирования необходимых социальных навыков. Мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника.  Игра это и важнейшее средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения.

Актуальность игровой деятельности  неоспорима, поэтому мы поставили задачу – создать такую игру, которая способствует реализации потенциала различных видов игр:

- сюжетно – ролевые – это творчество и самостоятельность;

- режиссерские – вхождение ребенка в роль и ведение диалогов от имени персонажа;

- дидактические – решение задач, поставленных взрослым;

- подвижные – активность, эмоциональная окрашенность,  выполнение заданий по правилам.

Игра также содействует решению задач  нравственного воспитания, развитию общительности. Взрослый ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, договариваться, уступать, регулировать свое поведение, исходя из общих интересов.

В результате была создана кооперативная развивающая игра «По дороге в Изумрудный город». Основная идея игры состоит в том, чтобы дети поняли, что выиграть они смогут только тогда, когда все герои придут к финишу. Поэтому в ходе игры никто не должен отстать. Для этого тот, кто вышел вперед, должен отдавать свой ход «отстающему» (помогать друг другу). Каждый помогает каждому. Победа может быть только общей.

Цель игры:  Создать условия для развития социальных навыков, через формирование  конструктивных стратегий поведения со сверстниками.

Задачи:

  1. Учить достигать согласия, играя рядом с другими.
  2. Создать условия для развития чувствительности к потребностям других.
  3. Воспитывать желание устанавливать и поддерживать дружеские отношения.
  4. Формировать умение договариваться, уступать, регулировать свое поведение, исходя из общих интересов.
  5. Развивать внимание, мышление,  творческую самостоятельность.
  6. Развивать крупную и мелкую моторику.

Предварительная работа: Чтение с детьми книги А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о прочитанном с обсуждением особенностей характера, поведения героев.

В комплект игры входит:

Игровое поле, сшитое из  ткани, выполненной в технике аппликация, с той самой дорогой из желтого кирпича, по которой пойдут наши герои в Изумрудный город. Размер игрового поля 150 см  х 100 см.

12 карточек с заданиями от Бастинды:

4 карточки заданий для коллективного рисования сюжетной картинки:

- Нарисовать рисунок на тему: «Кто где,  а мы на горке»

- Нарисовать рисунок на тему: «Детский сад после дождя»

-  Нарисовать рисунок на тему: «Осенний лес»

- Нарисовать рисунок на тему: «Бегут ручьи, плывут кораблики»

4 карточки  заданий для выполнения коллективной постройки из кубиков:

- Построить из кубиков на тему: «Как мы строим городскую дорогу»

- Построить из кубиков на тему: «Мы построим Кошкин дом»

- Построить из кубиков на тему: «Скорый поезд набирает ход»

- Построить из кубиков на тему: «Мебель для кукольной комнаты

4 карточки заданий на развитие общей и мелкой моторики:

- Попрыгать на скакалке 40 раз (общее количество для всех участников)

- Забросить мяч в кольцо  20 раз (общее количество для всех участников)

- Забросить мяч в горизонтальную корзину 30 раз (общее количество для всех участников)

- Игра «Золушка». Разобрать по разным тарелочкам фасоль и горох

4 карточки заданий на развитие  внимания, мышления, мелкой моторики:

- Нелепицы (Найди и объясни нелепицы, которые видишь на картинке)

- Найди 10 отличий

-  Собери разрезную картинку

- «Посмотри и повтори» выкладывание сюжетного рисунка «Наш город» из счетных палочек  (на рисунке дом, машина, забор, солнце, дерево)

Песочные часы  3 минуты.

Персонажи игры: Элли, Тотошка, Лев, Железный Дровосек и Страшила, Бастинда, выполнены из полимерной глины высотой 9 – 15 см.

Шестигранный кубик, с изображением персонажей на гранях.

Золотая шапка с крыльями (связана крючком из акриловых ниток)

Правила  игры.

Дополнительные атрибуты:

Для выполнения заданий, написанных на карточке потребуются: скакалки, мячи большие и маленькие, баскетбольное кольцо, контейнер с фасолью и горохом, разрезные картинки, картинки – нелепицы, картинки «Найди отличия», картинки – схемы выкладывания из счетных палочек,  карандаши, фломастеры, альбом, счетные палочки, кубики, конструктор ЛЕГО, конструктор «Томик» и т.п.

Правила игры

Кооперативная, развивающая игра «По дороге в Изумрудный город предназначена для детей 6-7 лет»

Количество участников: 5 детей и 1 взрослый – ведущий.

Время одного игрового сеанса: 25-50 минут.

Персонажи: Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек, Лев и Бастинда

Дети выбирают себе персонажа (по желанию) от имени которого они будут действовать. Передвижения по игровому полю Бастинды контролирует ведущий – взрослый.

Игровое поле, представляет собой карту с дорогой из желтого кирпича, по которой герои идут в Изумрудный город, встречая на своем пути различные препятствия, которые устраивает для них Бастинда.

Бастинда старается догнать путешественников, приготовив для них разные задания, которые расположены на 12 карточках.

Очередность передвижения персонажей определяется с помощью броска кубика, который выполняет ведущий. Персонаж, выпавший на грани кубика делает 1 ход вперед по дороге. Если выпадает Бастинда, участники тянут карточку  (карточки  лежат рубашкой вверх) и выполняют задание.

Время выполнения задания 3 минуты.  Время отсчитывается песочными часами Бастинды. Переворачивают часы, как только игрок вытянет карточку. Если герои не успеют выполнить задание за 3 минуты, Бастинда продвигается на одну клетку вперед, вместе с песочными часами.

Инструкция для детей

Перед вами игра-путешествие в Изумрудный город, чтобы дойти до финиша, вам придется выполнять непростые задания, но со всем можно справиться, когда рядом верные друзья.

В Игре «По дороге в Изумрудный город»   за вами гонится злая волшебница, которая правит Фиолетовой страной. Бастинда хочет навредить главным героям и насылает неприятности для всех путешественников, устремившихся к Гудвину, доброму чародею, исполняющему мечты. Вы должны все вместе преодолеть все, что она задумала и дойти  до финиша.

Добежав до Изумрудного города, вы попадаете под защиту крепостных стен способных сдержать любое колдовство. Бастинда остаётся ни с чем, а друзья  попадут в тронный  зал и расскажут  о своих похождениях.

Ход игры

 Начало игры: герои игры стоят на дороге, на шестой клетке.  Бастинда с песочными часами в начале дороги (на первой клетке).

Взрослый-ведущий бросает кубик, для определения кто из персонажей делает первый ход.

Персонаж, выпавший на грани кубика, передвигается на одну клетку вперед. Если через несколько ходов один герой продвинулся достаточно далеко вперед, а кто-то сильно отстал, игрок, которому выпало право хода, может отдать право хода любому отставшему игроку.

Если на грани кубика выпала Бастинда, игроки вместе решают, кто тянет карточку. Герой тянет карточку, Бастинда переворачивает часы. Ведущий читает задание. Игроки должны его выполнить все вместе пока «течет» песок.

Если игроки успели за отведенное время выполнить задание, то каждый герой  делает 1 шаг вперед, Бастинда остается на месте.

Если не успели все остаются на своих местах, а ход делает Бастинда.

В ходе игры предусмотрены 3 места, где один герой может продвинуться на несколько шагов вперед (сократить путь). У Бастинды такого преимущества нет.

Герой сходил и попал на эту клетку, ведущий ставит около него золотую шапку с крыльями, которая вызовет Летучих обезьян. Сократить путь он может только тогда, когда снова выпадет его ход (Летучие обезьяны перенесут героя вперед). Право сократить путь герой не может передавать никому, ведь право воспользоваться волшебной шапкой каждому дано лишь 3 раза (по сюжету сказки).

Если Бастинда встает на одну клетку с любым героем (догоняет его) проигрывают все.

Выигрывают лишь тогда, когда все герои достигнут Изумрудного города.

Педагогический эффект

Сказка «Волшебник изумрудного города» дает большие возможности для развития в детях умения приходить на помощь, уступать друг другу, помогать тому у кого не получается, сопереживать и добиваться поставленной цели сообща. Игра, построена таким образом, что невольно подталкивает детей находить конструктивные стратегии кооперации, сотрудничества, позволяющие формировать социальные навыки. В конце каждой игры происходит анализ: что получилось хорошо, что нужно было изменить. Взрослый в ходе беседы подводит детей к пониманию того, что выиграть можно лишь помогая друг другу (это так называемый рассказ о своих похождениях в тронном зале Гудвина).

Перспективность

По мере освоения детьми правил и отработки совместной деятельности, игру по желанию детей и с их участием можно усложнить и развить.

Дети могут придумывать новые задания для проделок Бастинды, ставя перед собой более сложные задания.

Само игровой поле дает возможность для более сложного обыгрывания сказки. Например: Чтобы перебраться через обрыв первыми к нему должны подойти Страшила и Дровосек, ведь Страшила придумал, а Дровосек срубил дерево. Такая же ситуация, по сюжету сказки,  и с маковым полем, ведь Элли, Тотошка и Лев уснули и им понадобилась помощь Страшилы и Дровосека.  А вот для переправы через озеро помощь нужна была Страшиле и Дровосеку, ведь Страшила размокнет от воды,  а Дровосек заржавеет. Дети могут сначала ввести в игру одну из переправ и отработать стратегии передачи хода друг другу для общего выполнения задания, затем все 3 переправы.

Бастинда может начинать свое движение не с первой клетки,  а со 2 и 3, тем самым уменьшая расстояние между  ней и игроками. Это потребует от героев слаженности совместных действий, скорости выполнения заданий, чтобы не проигрывать Бастинде.

Так как игра выполнена из ткани, ее можно расширить, например, дошить Фиолетовую страну, ведь путешествие не закончилось в Изумрудном городе.

11.04.2019, 701 просмотр.

Друзья сайта
Полезные ресурсы