Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.
Покажите ребенка учителю-логопеду, невропатологу, при необходимости детскому психиатру.
Систематически и качественно выполняйте с ребёнком домашнее задание, рекомендованное логопедом.
Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что неправильную речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться, выполнять артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, например, стихи, чистоговорки, скороговорки, записанные в тетради.
Поставленный ребенку звук автоматизируется легче, если на первом этапе его автоматизации используются ритмичные рифмованные слоги и слова (са – са – са — оса, коса; со – со – со — сок, Соня), чистоговорки (сы – сы – сы – у осы усы), а далее простые стихотворения из двух, четырех или шести строк, которые ребенок легко и быстро запоминает в течение одного или нескольких занятий. Например: стихи для автоматизации свистящих звуков:
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Это улица моя:
Здесь высокие дома,
Детский садик мой и школа –
Там учиться буду я.
Стихи для автоматизации звуков [Ль], [Л]:
Летний ливень льёт и льёт.
Дождик лить не устаёт.
Землю поливает,
Гулять нас не пускает.
Милый, милый Михаил
Мыться с мылом не любил.
Он сказал: «Не надо мыла,
Я без мыла очень милый».
Дети без труда запоминают такие стихотворения и автоматически повторяют их в течение дня. Ритмичность, простота содержания и эмоциональная окраска стихов всегда привлекают детей и позволяют им быстрее и успешнее автоматизировать звук. В дальнейшей работе можно использовать более сложные и длинные стихотворения.
С этой же целью придуманы простые скороговорки и потешки, которые дети легко запоминают и часто повторяют. Например, для закрепления правильного произношения звука [Ж]:
Ель на ёжика похожа,
Ель в иголках ёжик тоже.
Или
Ежевику любит Вика,
Колет Вику ежевика.
Для автоматизации звуков и развития мышления можно использовать загадки
Зимой в поле лежал,
А весной в реку убежал. (Снег)
Игры «Доскажи словечко», «Закончи предложение»
За зайцем гонится … лиса.
Мотылёк в углу сидел, снова к лампе … полетел.
Поскольку дети всегда в движении, то автоматизация звуков происходит легче и быстрее, если использовать подвижные игры или пальчиковую гимнастику, сопровождая стихотворными текстами. Их заучивание требует большего времени и внимания со стороны учителя-логопеда, родителей, так как от каждого ребенка нужно добиться не только точного выполнения данного движения, но и правильного сочетания движения с речью. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику дети любят, движения выполняют с удовольствием. Давно известно, как благотворно влияет развитие мелкой моторики рук на формирование речи ребенка.
Комплексная работа по преодолению у ребенка недостатков звукопроизношения обязательно включает:
— формирование правильного звукового восприятия и фонематического анализа и синтеза;
— исправление нарушений слоговой структуры слова;
— развитие грамматического строя речи;
— обогащение словарного запаса.
Поэтому некоторые упражнения по автоматизации звуков построены так, что позволяют решать лексические, грамматические или фонематические задачи. Так при выполнении лексического задания на подбор антонимов ребенок использует слово с автоматизируемым звуком, например, звуком [С]:
Игра «Скажи наоборот»
низкий — высокий
дождливый — солнечный и т. д.
В задании «Составь слово из слогов», способствующем профилактике нарушений слоговой структуры слова, также учитывается автоматизация навыков правильного произношения поставленного звука, например [Л]:
ка, лод — лодка
лы, ма, ши — малыши и т. д.
В грамматическом задании «Назови детей ласково» автоматизируется, например произношение звука [Ш]:
Катя - Катюша
Ваня - Ванюша и т. д.
Обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.
Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда.
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
Учитель-логопед ТПМПК: Мишенина Ольга Владимировна
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|