Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

Покажите ребенка учителю-логопеду, невропатологу, при необходимости детскому психиатру.

Систематически и качественно выполняйте с ребёнком домашнее задание, рекомендованное логопедом.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что неправильную речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться, выполнять артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, например, стихи, чистоговорки, скороговорки, записанные в тетради. 

Постав­ленный ребенку звук автоматизируется легче, если на первом этапе его автоматизации используются ритмичные рифмованные слоги и слова (са – са – са — оса, коса; со – со – со — сок, Соня), чистоговорки (сы – сы – сы – у осы усы), а далее простые сти­хотворения из двух, четырех или шести строк, которые ребенок легко и быстро запоминает в течение одного или нескольких занятий. Например: стихи для автоматизации свистящих звуков:

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

 

Это улица моя:

Здесь высокие дома,

Детский садик мой и школа –

Там учиться буду я.

 

Стихи для автоматизации звуков [Ль], [Л]:

Летний ливень льёт и льёт.

Дождик лить не устаёт.

Землю поливает,

Гулять нас не пускает.

 

Милый, милый Михаил

Мыться с мылом не любил.

Он сказал: «Не надо мыла,

Я без мыла очень милый».

 

Дети без труда запоминают такие стихотворения и автоматически повторяют их в течение дня. Ритмич­ность, простота содержания и эмоциональная окраска стихов всегда привлекают детей и позволяют им быс­трее и успешнее автоматизировать звук. В дальнейшей работе можно использовать более сложные и длинные стихо­творения.

С этой же целью придуманы простые скороговорки и потешки, которые дети легко запо­минают и часто повторяют. Например, для закрепления правильного произношения звука [Ж]:

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках ёжик тоже.

Или

Ежевику любит Вика,

Колет Вику ежевика.

Для автоматизации звуков и развития мышления можно использовать загадки

Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал. (Снег)

Игры «Доскажи словечко», «Закончи предложение»

За зайцем гонится … лиса.

Мотылёк в углу сидел, снова к лампе … полетел.

 

Поскольку дети всегда в движении, то автоматиза­ция звуков происходит легче и быстрее, если использовать подвижные игры или пальчико­вую гимнастику, сопровождая стихотворными тек­стами. Их заучивание требует большего времени и внимания со стороны учителя-логопеда, родителей, так как от каждого ребенка нужно добиться не только точного выполнения данного движения, но и правильного со­четания движения с речью. Подвижные игры и пальчи­ковую гимнастику дети любят, движения выполняют с удовольствием. Давно известно, как благотвор­но влияет развитие мелкой моторики рук на форми­рование речи ребенка.

Комплексная работа по преодолению у ребенка не­достатков звукопроизношения обязательно включает:

— формирование правильного звукового восприя­тия и фонематического анализа и синтеза;

— исправление нарушений слоговой структуры слова;

— развитие грамматического строя речи;

— обогащение словарного запаса.

 Поэтому некоторые упражнения по автоматиза­ции звуков построены так, что позволяют решать лексические, грамматические или фонематические задачи. Так при выполнении лексического задания на подбор антонимов ребенок использует слово с автомати­зируемым звуком, например, звуком [С]:

Игра «Скажи наоборот»

низкий — высокий

дождливый — солнечный и т. д.

В задании «Составь слово из слогов», способству­ющем профилактике нарушений слоговой структу­ры слова, также учитывается автоматизация навыков правильного произношения поставленного звука, на­пример [Л]:

ка, лод — лодка

лы, ма, ши — малыши и т. д.

В грамматическом задании «Назови детей ласко­во» автоматизируется, например произношение зву­ка [Ш]:

Катя - Катюша

Ваня - Ванюша и т. д.

Обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда.

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

 

Учитель-логопед ТПМПК: Мишенина  Ольга Владимировна

21.09.2020, 791 просмотр.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы