Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Как помочь ребенку преодолеть речевые недостатки?

Если ваш ребенок занимается с логопедом, важна ежедневная тренировка формирующихся навыков.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанному).

Для того чтобы летом продолжалось речевое развитие ребёнка, следует  систематически выполнять предложенные упражнения.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, попросите ребёнка повторить за вами слово с ранее поставленным звуком. Тогда звуки, которые были поставлены логопедом или появились у ребёнка, будут закрепляться в речи.
  2. Исправляйте речь ребёнка спокойно. Произнося слово, не требуйте быстрого повторения, главное чтобы ребёнок повторил правильно, не спеша, чётко.
  3. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть скороговорки и стихи, которые нужно повторять летом. Можно приобрести некоторые логопедические книги  и закреплять звуки с помощью подобранного в книге дидактического материала.
  4. Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив описать какой-нибудь предмет или рассказать о чём-то. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. Например, при описании моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Назови 1, 2, 3, 4?).
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Добавь звук К и т. д. к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Рот-крот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-Том, уши-усы).
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка).
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Назови 1, 2, 3 слог).
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в домик с 1 окошком, а названия из 2, 3, 4-сложных слов - в другой домик, с 2, 3 окошками).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Сколько гласных, столько и слогов в слове) и т.д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, много ушей – а одно …, одна конфета – а пять … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы и т. д.):

- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,

- Закончи предложение: Весной картошку сажают, а осенью … Воду наливают, а соль …

- Назови детенышей животных: у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

  1. Поиграть в словесную игру. Намеренно произнести деформированную фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как правильно нужно произносить слова в предложении. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  2. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, золотые руки, без царя в голове, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его непоследовательный рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д.

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество пособий по развитию речи и коррекции речевых недостатков, разработанных специалистами для домашних занятий с ребенком, которые можно приобрести для совместных занятий с детьми.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

Подготовила учитель-логопед ТПМПК:

Мишенина О. В.

13.01.2020, 13 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы