Если ваш ребенок занимается с логопедом, важна ежедневная тренировка формирующихся навыков.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанному).
Для того чтобы летом продолжалось речевое развитие ребёнка, следует систематически выполнять предложенные упражнения.
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, попросите ребёнка повторить за вами слово с ранее поставленным звуком. Тогда звуки, которые были поставлены логопедом или появились у ребёнка, будут закрепляться в речи.
- Исправляйте речь ребёнка спокойно. Произнося слово, не требуйте быстрого повторения, главное чтобы ребёнок повторил правильно, не спеша, чётко.
- Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть скороговорки и стихи, которые нужно повторять летом. Можно приобрести некоторые логопедические книги и закреплять звуки с помощью подобранного в книге дидактического материала.
- Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив описать какой-нибудь предмет или рассказать о чём-то. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. Например, при описании моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Назови 1, 2, 3, 4?).
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Добавь звук К и т. д. к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Рот-крот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-Том, уши-усы).
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка).
- Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк и т.д.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Назови 1, 2, 3 слог).
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в домик с 1 окошком, а названия из 2, 3, 4-сложных слов - в другой домик, с 2, 3 окошками).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Сколько гласных, столько и слогов в слове) и т.д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, много ушей – а одно …, одна конфета – а пять … и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы и т. д.):
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
- Закончи предложение: Весной картошку сажают, а осенью … Воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно произнести деформированную фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как правильно нужно произносить слова в предложении. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, золотые руки, без царя в голове, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его непоследовательный рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д.
В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество пособий по развитию речи и коррекции речевых недостатков, разработанных специалистами для домашних занятий с ребенком, которые можно приобрести для совместных занятий с детьми.
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.
Подготовила учитель-логопед ТПМПК:
Мишенина О. В.