Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ: «Формирование оптико-пространственных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Оптико-пространственные представления, как отмечает А. В. Семенович, являются, по сути своей психологической организацией, производными от схемы тела и могут сформироваться как самостоятельные только на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном, заданном пространстве.

Оптико-пространственные функции являются одними из наиболее сложных по строению психических процессов.

Зрение в жизни человека имеет огромное значение. Это основной сенсорный канал, который связывает его с внешним миром. Зрительной система человека устроена очень сложно и в ней можно выделить следующие уровни обработки сигналов. На периферии находится сетчатка. В ходе развития нервной системы сетчатка закладывается на самых ранних этапах развития. Поэтому есть все основания считать сетчатку «частью мозга, вынесенного на периферию». Следующий уровень обработки зрительной информации находится в таламусе - это наружное коленчатое тело. Аксоны нейронов наружного коленчатого тела проецируются в кору затылочного полюса больших полушарий. Высший этап обработки зрительных сигналов происходит в ассоциативных полях коры больших полушарий. 

Оптико-пространственной гнозис осуществляется за счет комплексного взаимодействия нескольких анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической. Эта функция синтетическая, составленная информацией, идущей от различных модальностей. Поэтому ее локализация распространяется на верхне-теменные и теменно-затылочные отделы коры левого или правого полушарий мозга. К локализации данной функции имеют близкое отношение и многие другие области мозга: лобная, теменная, височная и другие, т.е. она участвует в овладении такими видами деятельности, как двигательная, конструктивная, вербально-логическая, а также письмо и счет.

Клинические наблюдения показывают, что поражение этих областей коры и прилегающих к ним подкорковых зон («ближайшей подкорки») приводит к различным нарушениям зрительного гнозиса. Эти нарушения получили название зрительные агнозии. Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения). При всех формах агностических зрительных расстройств элементарные сенсорные зрительные функции остаются относительно сохранными, т. е. больные достаточно хорошо видят, у них нормальное цветоощущение, часто сохранны и поля зрения; иными словами, у них как будто бы есть все предпосылки, чтобы воспринимать объекты правильно. Однако у них нарушен именно гностический уровень работы зрительной системы. В некоторых случаях у больных, помимо гностических, имеются нарушения и сенсорных функций. Но это, как правило, относительно тонкие дефекты, которые не могут объяснить выраженность и характер нарушений высших зрительных функций.

 

Формирование оптико-пространственных функций в онтогенезе и в дизонтогенезе

Развитие пространственных функций - длительный процесс. Он начинается с первых дней жизни ребенка.

 По мнению Н.Г.Манелис, функция отражения пространства выступает одной из более сложных, долго формирующихся и уязвимых психических функций. Уже на ранних стадиях у нее есть тесная связь с практической деятельностью ребёнка и совместной работой зрительного, кинестетического и вестибулярного аппаратов. По имеющимся представлениям оптико-пространственный гнозис проходит ряд этапов в своем становлении. На первых месяцах жизни закладываются предпосылки формирования восприятия пространства, которую называют способностью к фиксации стимула взором, происходит развитие ориентировочного рефлекса на пространственно-ориентированный стимул. Потом проявляются функции, которые относятся к собственно восприятию трехмерного пространства - константность восприятия величины и формы, развитие восприятия удалённости. По ходу становления двигательных функций, мышления, памяти, происходит увеличение возможностей ребёнка, которые касаются восприятия пространственных характеристик объекта. Таким образом, опираясь на развитие восприятия, проходят свое становление пространственные представления, которые являются необходимой предпосылкой для формирования пространственного мышления, а также квазипространственных синтезов, которые включены в такие сложные психические процессы как счет, чтение, понимание логико-грамматических структур и т. п.

На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.

В структуре пространственных представлений А.В. Семенович выделяет 4 основных уровня, каждый из которых, в свою очередь состоят из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком.

Первый уровень - пространственные представления о собственном теле. Подуровнями являются:

- ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство);

- напряжение - расслабление;

- ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод, сытость);

- ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости - сухости, тактильные ощущения), а также взаимодействие со взрослыми.

Второй уровень - пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Подуровнями являются:

- представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие: топологические представления, координатные, метрические представления.

- представления о пространстве взаимоотношений между двумя и более предметами, находящиеся в окружающем пространстве. При этом формирование представлений данного уровня происходит последовательно. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогами развития ребенка на этом уровне становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.

Третий уровень - уровень вербализации пространственных представлений. У ребенка, вначале, в импрессивном плане, а позже, в экспрессивном появляется возможность вербализации представлений второго уровня. Существует определенная последовательность проявлений в речи обозначений топологического плана. Проявления пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко.

Четвертый уровень - лингвистические представления (пространство языка). Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития. Временной фактор (по А.В. Семенович) играет значительную роль, определяя стиль мышления и собственно когнитивного развития ребенка.

Психологические исследования показывают, что к трем годам жизни складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определенные взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений. В этих взаимосвязях видоизменяется и приобретает качественно новый характер функций каждого из анализаторов. Массы условных рефлексов - временных связей вырабатываемых именно с этих анализаторов, объединяются в сложно разветвленные ассоциации, то есть чувственное знание о пространстве, являющееся одновременно жизненным опытом ориентировки ребенка в пространстве окружающего мира.

Имеющиеся научные данные показывают, что становление высокоспециализированной системы компонентов зрительного восприятия - длительный процесс. У новорожденных, по данным нейрофизиологов, ответ на вспышку света регистрируется строго локально в зрительной проекционной области. Незрелый зрительный аппарат может обеспечить восприятие движущихся объектов и биологически высокозначимого объекта - лицо матери (даже сразу после рождения младенцы предпочитают лицеподобные маски другим стимулам, не похожим на лицо). К трем месяцам созревание мозгового субстрата, идущее под влиянием зрительного опыта, ведет как к объединению структур зрительной коры в систему, так и к вовлечению в зрительную функцию непроекционных областей коры. Включение моторных отделов связано, прежде всего, с глазодвигательными процессами. Теменная кора становится структурной основой «скрытого внимания», которое возникает на фоне фиксации взора и направлено не на обнаружение объекта, а на его анализ и запечатление. С развитием задней ассоциативной зоны связывают возможность запоминания зрительной информации, выработку эталонов, идентификацию изображений.

Пространственный праксис, то есть воспроизведение по зрительному образцу пространственно организованных движений разной сложности, также как и конструктивный праксис, являются одними из наиболее поздно формирующихся в онтогенезе видов произвольных движений. Даже в возрасте 11-12 лет почти половина детей допускает при выполнении проб пространственного и конструктивного праксиса ошибки. Это может быть связано с тем, что пробы на пространственный и конструктивный праксис являются комплексными, многокомпонентными. Для их выполнения необходимы зрительно-пространственное, проприоцептивное восприятие, «схема тела», сложные моторные координации, программирование и контроль. Выполнение столь сложных проб опирается, преимущественно, на работу третичных (ассоциативных) зон мозга.

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Так, например, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования двигательных функций (удержание головы, сидение и т.п.) способствует ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего мира, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.

У детей с ОВЗ, имеющих разную степень выраженности недоразвития или нарушения моторных функций, наблюдаются: неловкость, несогласованность движений, слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза), что приводит к грубым нарушениям пространственных функций.

Исследования показывают, что у детей с поражением опорно-двигательного аппарата в 75% случаях не сформированы оптико-пространственные представления, из-за лишения их возможности свободного передвижения. Результатом несформированности оптико-пространственных представлений является задержка формирования обобщенных образов реальной действительности, представления ребенка об окружающем становятся ограниченными, появляются трудности при формировании причинно-следственных связей, задерживается развитие речевой деятельности и пр.

Дети с ОВЗ, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники; это задерживает развитие манипулятивной, игровой деятельности, являющейся необходимой основой для формирования оптико-гностических функций, пространственных представлений и мыслительных операций.

Таким разом, младшие школьники, у которых не развиты оптико-пространственные представления, не пользуются в своей речи предлогами, обозначающими пространственные взаимоотношения предметов, людей. В дальнейшем, при овладении грамотой перечисленные трудности приводят к нарушению письма, патологической основой которого является недостаточность или запаздывание формирования "схемы тела".

Выводы

По результатам изучения психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, можно сделать следующие выводы:

1. Оптико-пространственные представления - это особый вид восприятия при помощи зрительного анализатора. При этом различаются такие виды восприятия как, предметный гнозис, пространственный и конструктивный праксис. Основой данных видов восприятия являются параметры объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза в сочетании с мышечно-двигательными и осязательными ощущениями прошлого опыта. Четкая взаимосвязь всех форм представлений и восприятия обеспечивает необходимый уровень операций письма и чтения.

2. Развитие пространственной ориентировки и представлений о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.

Пространственные функции являются ведущим компонентом любой психической деятельности, пространственная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений в онтогенезе лежат в основе дальнейшего формирования высших психических функций ребенка.

3. Формирование оптико-пространственных представлений начинается уже на ранних этапах онтогенеза. Они являются базисными для развития многих других психических процессов.

С учетом возрастных особенностей детей, а также особенностей развития оптико-пространственных функций в онтогенезе, методика констатирующего эксперимента включает:

1. исследование предметного гнозиса;

2. исследование пространственного гнозиса;

3. понимание нахождения предметов в пространстве.

Для просмотра скачать Документ

04.03.2024, 79 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы