Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Рекомендации педагогам по профилактике дисграфии у учащихся первых классов

Проблема преодоления нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы в последнее время приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что среди слабо успевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития письменной речи. Нарушение письма осложняют усвоение учебной программы, оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и являются частой причиной резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведения. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.

Дисграфия- стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Определить дисграфию, а, значит, подобрать программу коррекции, совсем несложно. Как правило, учащиеся с таким диагнозом:

  • не дописывают элементы букв;
  • заменяют буквы, сходные по звучанию;
  • пишут в зеркальном отображении;
  • игнорируют заглавные буквы;
  • пишут с большим количеством ошибок;
  • обладают неровным, непонятнымпочерком;
  • несвязно, невнятно говорят;
  • не любят уроки письма.

В зависимости от признаков недоразвития речи выделяются следующие виды дисграфии:

  • артикуляционно-акустическая (ребенок пишет буквы так, как произносит звуки, т. е. неправильно, поэтому для коррекции следует вначале избавиться от дефекта речи);
  • акустическая (ребёнок заменяет похожие по произнесению звуки и, соответственно, на письме меняет глухие на звонкие, шипящие на свистящие);
  • связанная с нарушением аналитической функции (учащийся пропускает или меняет местами слоги, приписывает дополнительные буквы к словам);
  • аграмматическая (сложности с изменением слов по родам и падежам, например, «школьная пенал»).

Диагностика у младших школьниковпредставляет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.

Чтобы помочь ребенку справится с проблемой дисграфии, а также предотвратить трудности общения со сверстниками (так как эти дети очень часто становятся объектами насмешек одноклассников), следует уделить внимание коррекционным упражнениям:

Магнитная азбука. Первоклассник складывает слоги, слова, произносит их и запоминает графические образы.

Диктанты, позволяющие отработать речевое восприятие.

Разделение текстов на смысловые блоки. Это упражнение особенно актуально, если нужно много писать в тетради.

«Корректурная правка». Берём толстую книжку с крупным шрифтом, желательно нейтрального содержания, чтобы ребенка ничего не отвлекало, формулируем задание: «В выделенном абзаце подчеркни букву, например, О, обведи в кружочек букву Р, зачеркни букву К» и т.д. Начинать нужно с работы над одной буквой, с которой больше всего проблем. Постепенно добавляйте по букве. В одном упражнении не должно быть больше 3-4 букв.

«Пропущенные буквы». Дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы. Вместе с заданием предложите этот же отрывок, но со всеми буквами. Задача учащегося переписать нужные буквы в пропуски. Этим упражнением вы также будете тренировать внимание.

«Комментированное письмо». Проговариваем звуки записанных букв. Важно, чтобы учащийся проговаривал именно фонемы.

Заучивать словарные слова. Полезно ежедневно повторять и учить по 3-4 новых словарных слова.

Работа над почерком. Для выработки у учащегося понятного почерка необходимо писать в тетради в клеточку. Предложите ребёнку выписывать буквы слов так, чтобы они по размеру вписывались в клеточки. Только не берите большие тексты.

Правильные ручки. Учащимся рекомендуется писать ручками с ребристой поверхностью – подушечки пальцев, таким образом, получают массаж, а это, в свою очередь, улучшает работу мозга.

Игры в лабиринты. Эта игра не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). Необходимо подготовить листы с нарисованными лабиринтами или запутанными схемами и предложить ребёнку из них выпутаться с помощью начертания неразрывной линии. Обратите внимание на то, чтобы ученик изменял положение руки, а не листа с заданием.

Учить стихотворения наизусть. Так ребёнок тренирует свою память и развивает речь, а это, в свою очередь, положительно сказывается на письме.

При работе с такими детьми важно не заставлять их исправлять ошибки, а учить эти ошибки не делать. Поэтому проверку упражнений нужно всегда оставлять за собой. 

Учитель-логопед ТПМПК

                                                         Мишенина О. В

19.02.2019, 143 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы