Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель:
Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять умение классифицировать блоки фигуры по четырем признакам: цвет, форма, величина, размер; развивать умение находить блоки по кодовым карточкам; учить решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Развивающие:
Развивать конструктивные способности детей, зрительную память, логическое мышление, внимание.
Воспитывающие:
Формировать умения действовать сообща: планировать, организовывать и оценивать совместную работу со сверстниками, формировать положительные эмоции от коллективного творчества.
Материалы и оборудование: презентация (слайды к занятию), аудио запись, логические блоки Дьеныша, пособие Геоконт, сундучок, карточки- коды с символами свойств, обручи, пособия к играм: «Собери бусы», «Выкладываем маршрут, путь», «Художники», «Волшебная дверь», «Найди ключ».
Словарная работа: код, штурвал, свойства блоков
Предварительная работа: разучивание физкультминутки, игры с логическими блоками Дьеныша, чтение сказок, игра-путешествие.
Планируемые результаты:
- имеют представления о блоках, выявляют в объектах разнообразные свойства, называют их, адекватно обозначают словом их отсутствие, абстрагируют и удерживают в памяти несколько свойств, решают логические задачи;
-активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход взаимодействия.
1.Орг. момент - 0,5 мин.
Игровая мотивация -1 мин.
В.: Ребята, вы любите сказки, а приключения? Фея сказок знает, какие мы умные, дружные, как мы всегда занимаемся.
Она выслала нам сундучок с подарком, но чтобы его открыть, нужно получить ключи от замков, на которые он закрыт, а чтобы получить ключи, нужно помочь героям сказок, попавшим в беду. Фея знает, что мы дружные ребята, готовые всегда прийти на помощь (ответы детей). Отправимся в путешествие по волшебной книге сказок, поможем героям сказок?
Ритуал приветствия. Речёвка.
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
(Во время декламирования стихов дети встают в круг, кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, произносят девиз «Один за всех и все за одного».)
2.Основная часть 23,5 мин
В.: Открываем первую страницу нашей волшебной книги сказок (первый слайд на экране открывается книга, на втором слайде - Гулливер)
Вы узнали героя этой сказки (ответы детей). Гулливер был добрый и отважный мореплаватель. Любил корабли и путешествия. Однажды во время своего очередного путешествия Гулливер оказался в стране Великанов, расположенной на огромном полуострове, отдаленном от большой земли цепью гор и океаном. Он знал, что уплыть из страны Великанов можно только морем. Ребята, поможем Гулливеру доплыть до своего родного дома к берегам Англии. Как мы можем помочь. (ответы детей). Построить корабль с помощью чего? (ответы детей). Посмотрите, фея сказок приготовила для нас геоконт.
Игра с геоконтом «Построй корабль»
(дети строят корабль с помощью цветных паутинок по коду, который называет воспитатель)
В.: Но для того, чтобы Гулливер плыл в нужном направлении, нам нужно проложить маршрут. С помощью чего мы можем проложить маршрут (ответы детей). Правильно с помощью блоков и карт-схем. Ваша задача - определить какие блоки спрятаны в картах- схемах, найти их и проложить маршрут.
Игра с логическими блоками «Выкладываем маршрут, путь»
(дети проходят за столы, у каждого карточка – схема (код блока) и прокладывают путь (находят свой блок по карточке - схеме), воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения, задает вопросы, спрашивает каждого ребенка по одному блоку: первая дорожка - назови блок Ваня, второй блок - Ксюша и т.д.) На экране появляется слайд с правильным ответом
За правильно выполненное задание на каждой странице книги сказок дети получают ( блок ) ключ от замка.) (слайд с блоком- ключом)
В.: Всё готово! Молодцы! Вы помогли Гулливеру проложить морской путь. Первый ключ от замка (блок) мы заработали. (Ответы детей.)
В.: А мы отправляемся дальше в путешествие по нашей волшебной книге сказок.
Физминутка. (музыка, слайд –корабль, море).
Я отважный капитан (руки на пояс.)
Покорил немало стран (дети маршируют на месте.)
Я в бинокль смотрю вперёд (складывают руки «биноклем».)
И корабль мой плывёт.
Волны плещут лишь слегка, (руки в сторону покачивают ими, ноги расставили и покачиваются)
Качка тихая пока.
Сильными вдруг волны стали, (увеличить амплитуду движения)
И матросы все упали (опускаются на пол)
Но я качки не боюсь -
Крепко за канат держусь (встали прямо, голова приподнята, руки вперёд, сжимают кулачки)
Управляю кораблём («крутят штурвал».)
И в бинокль вижу …! (машут руками над головой)
В.: Открываем вторую страницу волшебной книги сказок (слайд книга, слайд Русалочка) В.: Ребята, смотрите там за бортом – обитатели морей из какой это сказки (Русалочка).
Все ее друзья уплыли, и Русалочка осталась одна дома, ей скучно и одиноко. Поможем Русалочке найти новых друзей.
Игра «Художники» (каждый выполняет самостоятельно, у каждого свой эскиз обитателя морей с цифрами (например, рыба состоит из блока прямоугольной формы (цифра 5), хвост – блок треугольной формы (цифра 6), голова – круглой формы (цифра 1) и карточки с примерами для определения блока на эскизе по типу игры «Мозаика цифр», выполняют его на общем фоне (голубая ткань, имитирующая море, русалочка и эскизы рыб). Получают следующий блок (ключ) от Русалочки. (Слайд ключа) (Дети смотрят и находят ключ в коробке с блоками).
В.: А мы отправляемся дальше в путешествие по нашей волшебной книге сказок.
(Слайды Книга открывается и слайд на странице с иллюстрацией к сказке братьев Гримм «Золушка».)
В.: Дети, вы узнали героиню этой сказки. Злая мачеха со своими дочерьми уехала на бал, а Золушке дала задание: разобрать крупу.
Игра с обручами (три обруча). ( дети раскладывают блоки по заданным свойствам в три обруча)
В.: Чтобы украсить платье Золушке, предлагаю сделать бусы.
Игра «Собери бусы» для Золушки
В.: Золушка благодарит и дарит нам блок-ключ (на экране слайд с ключами, три, дети находят ключи и кладут в свою корзиночку).
В.: Молодцы! Золушке помогли, ключи получили. Давайте сосчитаем, сколько у нас ключей. Может быть уже достаточно. (6) Пора заканчивать путешествие по волшебной книге сказок. Но чтобы попасть в детский сад нужно пройти через волшебную дверь
Игра «Волшебная дверь».
Задание: перевести блоки – ключи (подобрать блоки так, чтобы при изменении они подошли к кодам замков на сундучке). (Дети проходят через волшебную дверь, сделанную из обручей на подставке, в руках у каждого блок, после рассказа о свойствах блока, проходя в дверь, он берет другой блок и дает ему характеристику, уточняя, что в нем изменилось) Например: «У меня был блок квадратной формы, синего цвета, толстый, большой, а стал круглой формы, красного цвета, тонкий, маленький….».
Игра «Найди ключ».
В.: Ребята, посмотрите, а вот и сундучок от Феи сказок, но, чтобы открыть его, мы должны подобрать ключи к кодам на замках (дети подбирают блоки - ключи к кодам на замках).
Открывают сундучок, а там блоки с буквами и письмо от феи сказок. Воспитатель читает письмо. «Дорогие мои ребята вы добрые и отзывчивые и помогли героям сказок, справились с трудными заданиями. Я знаю, что вы не боитесь трудностей и предлагаю вам выполнить еще одно задание, отгадать загадку. Вам нужно отгадать буквы, которые спрятались под блоками и из них сложить слово» (воспитатель достает из сундучка блоки и раскладывает их вниз буквами)
Какая буква спряталась под большим тонким красным кругом (М) (Дети по очереди отгадывают блоки, называют букву и составляют из букв слово Молодцы!)
3.Рефлексия
В.: Ребята, у нас с вами все получилось. Мы хорошо справились со всеми заданиями. И фея нас похвалила, назвала молодцами. И подарила нам игру (достает из сундучка) и волшебные самоцветы, которые превратились в леденцы. Вам понравилось выполнять задания и помогать сказочным героям. Какие задания показались самыми трудными? С какими заданиями вы быстро справились? Какие задания запомнились, потому что они были более интересными.
Воспитатель.
Нашей сказочке – конец,
Кто играл, тот молодец!
Ритуал прощания. Речёвка «Дружные ребята».
Все мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всё будет хорошо,
Будет радостно, светло!
При составлении конспекта занятия использовалась следующая литература:
1.И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе». М.: Из-во МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.
2.Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет). Учебно- методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша. Автор игры: Б.Б. Финкельштейн. Дизайнер: К. Вейгандт.-С-Пт.: «Корвет».
3.Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет). Учебно- методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша (схемы, интеллектуальные загадки, лабинринты). Автор игры: Б.Б. Финкельштейн. Дизайнер: К. Вейгандт.-С-Пт.: «Корвет».
4.«Страна блоков и палочек». Игры с цветными счетными палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. Автор игры: Б.Б. Финкельштейн. Дизайнер: К. Вейгандт.-С-Пт.: «Корвет».
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|