«Финансовая грамотность», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в рамках повышения практической направленности обучения математике в школе. Знания основных финансовых понятий и умение их применять на практике дает возможность человеку квалифицированно управлять своими денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения.
Сюжетные задачи с экономическим содержанием относятся к практическим. Их решение способствует более качественному усвоению содержания курса математики средней школы, позволяет осуществлять перенос полученных знаний и умений в экономику, что, в свою очередь, активизирует интерес школьников к задачам прикладного характера и изучению математики в целом.
В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Для учителя становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов. Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации. Некоторые этапы урока носят инвариантный характер: Этап организации учебного занятия; Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности; Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности); Этап подведения итогов учебного занятия; Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет элективном курсе по математике Класс 11
Тема урока «Кредиты»
Продолжительность: 40 минут.
Цель урока: формирование навыков решения задач о кредитовании
Задачи:
Обучающая:
- познакомить с методами погашения кредитов;
- сформировать умения решать задачи практического содержания.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- совершенствовать умения самостоятельной работы, учиться анализировать информацию и давать ей оценку.
Воспитательная:
- воспитывать экономическую культуру и финансовую грамотность;
- воспитывать самостоятельность и ответственность при выполнении задания;
Тип урока: комбинированный
Образовательные ресурсы: компьютер с мультимедийным проектором
Дидактический материал: Д. Д. Гущин «Встречи с финансовой математикой», С. А. Шестакова «ЕГЭ 2018. Математика с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень)»
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
1.Организационный момент Задача: подготовить к занятию, создать положительный эмоциональный настрой на усвоение учебного материала |
1. Приветствие 2. Проверка готовности к уроку. 3. Психологическая подготовка к восприятию занятия
|
1. Приветствие 3. Концентрация внимания
|
Личностные результаты: - формирование навыков самоорганизации
|
2. Целевая установка Задача: подготовить обучающихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес |
1. Создание положительной психолого-педагогической атмосферы. 2.Предложение учащимся по ребусу определить тему урока 3. Формулировка цели урока. 4. Подводящая проблемная беседа к теме |
1.Положительный настрой на занятие 2.Записывают тему урока |
Регулятивные УУД: - определение и формулировка цель; - преобразование информации из одной формы в другую
|
3.Актуализация знаний учащихся Задача: актуализировать личный опыт каждого обучающегося и содействовать его использованию в обучении |
1. Повторение понятия кредита, видов кредита. 2. Составление таблицы: «Классификация кредитов» (Приложение 2). |
1. Учащиеся дают определение кредита, составляют обобщающую таблицу по видам кредита. 2. Решают задачи: а) покупатель приобрел фотоаппарат за 10 тыс. руб. в кредит на 1 год под 20% годовых. Стоимость фотоаппарата через год составила 13 тыс. руб. Был ли выгоден кредит? б) кредит на сумму 10 000 руб. выдан на год под 36% годовых с единовременным погашением с процентами в конце срока. Какова будет переплата? в) кредит на сумму 10 000 руб. выдан на полгода под 36% годовых с единовременным погашением с процентами в конце срока. Какова будет переплата? |
Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию.
|
4. Изучение нового материала Задача: познакомить с методами погашения кредитов; сформировать умения решать задачи практического содержания. |
1. Знакомство с методами погашения кредитов: введение понятий: дифференцированные платежи, аннуитетные платежи. 2. Наглядное представление (слайды) графиков погашения кредита дифференцированными платежами и погашения кредита аннуитетными платежами (Приложение 1). 2. Знакомство с задачами |
1. Учащиеся конспектируют новый материал. 2 Совместно с учителем обсуждают и решают задачи: а) 31 декабря 2014 года бизнесмен взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем бизнесмен переводит в банк определенную сумму ежегодного платежа. Какой должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы бизнесмен выплатил долг тремя равными ежегодны- ми платежами? б) Бизнесмен взял кредит в банке на срок 9 месяцев. В конце каждого месяца общая сумма оставшегося долга увеличивается на 12%, а затем уменьшается на сумму, уплаченную бизнесменом. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину. Сколько процентов от суммы кредита составила сумма, уплаченная банку сверх кредита? |
Познавательные УУД: - анализ информации; - осуществление поиска новых знаний.
Коммуникативные УУД: - донесение своей позиции; - умение слушать других
|
5. Закрепление и применение полученных знаний и умений
|
Проверка усвоения учащимися изучаемого материала (постановка вопросов, решение задач) |
Активные действия учащихся при ответе на вопросы, решении задачи. (15-го января планируется взять кредит в банке на 19 месяцев. Условия его возврата таковы: 1-го числа каждого месяца долг возрастет на q% по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга; 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Известно, что общая сумма выплат после полного погашения кредита на 30% больше суммы, взятой в кредит. Найдите q.) |
|
6. Итог урока. Задача: проанализировать и оценить деятельность обучающихся |
Подведение итогов урока: -соотношение цели занятия и уровень ее достижения; - оценочные суждения о мере участия всех обучающихся или каждого в работе на данном уроке; - выставление оценок с комментариями. |
Обсуждение итогов урока
|
|
7. Домашнее задание |
1.Организует запись домашнего задания. 2. Комментирует. 3. Нацеливает на качественное выполнение работы |
Записывают домашнее задание
|
Личностные результаты: - формирование навыков самоорганизации |
8. Рефлексия Задача: проанализировать деятельность обучающихся, рефлексия |
1.Мобилизация обучающихся на рефлексию. 2.Обеспечение условий усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества |
Проводят самоанализ, критическую оценку своей деятельности на данном занятии |
Личностные результаты: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Список литературы
1. Гущин, Д. Д. «Встречи с финансовой математикой» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/doc/math/gushchin_dd-finmatematika.pdf (дата обращения: 01.11.2018) – свободный
2. Липсиц, И. В. «Экономика». Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват.учрежд./И.В. Липсиц.- 15-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 272с.:ил.
3. Шестаков, С. А. ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим со- держанием. Задача 17 (профильный уровень) / Под ред. И. В. Ященко. — М.: МЦНМО, 2018. — 208 с.
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|