Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Формирование основ финансовой грамотности на элективном курсе по математике

«Финансовая грамотность», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в рамках повышения практической направленности обучения математике в школе. Знания основных финансовых понятий и умение их применять на практике дает возможность человеку квалифицированно управлять своими денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения.

Сюжетные задачи с экономическим содержанием относятся к практическим. Их решение способствует более качественному усвоению содержания курса математики средней школы, позволяет осуществлять перенос полученных знаний и умений в экономику, что, в свою очередь, активизирует интерес школьников к задачам прикладного характера и изучению математики в целом.

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Для учителя становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов. Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации. Некоторые этапы урока носят инвариантный характер: Этап организации учебного занятия; Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности; Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности); Этап подведения итогов учебного занятия; Рефлексия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Предмет элективном курсе по математике          Класс  11     

Тема урока  «Кредиты»

Продолжительность: 40 минут.

Цель урока: формирование навыков решения задач о кредитовании

Задачи:

Обучающая:

- познакомить с методами погашения кредитов;

- сформировать умения решать задачи практического содержания.

Развивающая:

- развивать логическое мышление, память, внимание;

- совершенствовать умения самостоятельной работы, учиться анализировать информацию и давать ей оценку.

Воспитательная:

- воспитывать экономическую культуру и финансовую грамотность;

- воспитывать самостоятельность и ответственность при выполнении задания;

Тип урока: комбинированный

Образовательные ресурсы: компьютер с мультимедийным проектором

Дидактический материал: Д. Д. Гущин «Встречи с финансовой математикой», С. А. Шестакова «ЕГЭ 2018. Математика с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень)»

Этапы

занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД на этапах урока

1.Организационный момент

Задача: подготовить к занятию, создать положительный эмоциональный настрой на усвоение учебного материала

1. Приветствие

2. Проверка готовности к уроку.

3. Психологическая подготовка к восприятию занятия

 

1. Приветствие
2. Подготовка к занятию

3. Концентрация внимания

 

Личностные результаты:

-  формирование

навыков самоорганизации

 

2. Целевая установка

Задача: подготовить обучающихся  к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес

1. Создание положительной психолого-педагогической атмосферы.

2.Предложение учащимся по ребусу определить тему урока

3. Формулировка цели урока.

4. Подводящая проблемная беседа к теме

1.Положительный настрой на занятие

2.Записывают тему урока

Регулятивные УУД:

- определение и формулировка цель;

- преобразование информации из одной формы в другую

 

3.Актуализация знаний учащихся

Задача: актуализировать личный опыт каждого обучающегося  и содействовать его использованию в обучении

1. Повторение понятия кредита, видов кредита.

2. Составление таблицы: «Классификация кредитов» (Приложение 2).
3. Формирование и поддержание интереса учащихся к теме урока через решение несложных задач.

1. Учащиеся дают определение кредита, составляют обобщающую таблицу по видам кредита.

2. Решают задачи:

   а) покупатель приобрел фотоаппарат за 10 тыс. руб. в кредит на 1 год под 20% годовых. Стоимость фотоаппарата через год составила 13 тыс. руб. Был ли выгоден кредит?

   б) кредит на сумму 10 000 руб. выдан на год под 36% годовых с единовременным погашением с процентами в конце срока. Какова будет переплата?

   в) кредит на сумму 10 000 руб. выдан на полгода под 36% годовых с единовременным погашением с процентами в конце срока. Какова будет переплата?

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию.

 

4. Изучение нового материала

Задача: познакомить с методами погашения кредитов; сформировать умения решать задачи практического содержания.

1. Знакомство с методами погашения кредитов: введение понятий: дифференцированные платежи, аннуитетные платежи.

2. Наглядное представление (слайды) графиков погашения кредита дифференцированными платежами и погашения кредита аннуитетными платежами (Приложение 1).

2. Знакомство с задачами
об аннуитетных платежах и о дифференцированных платежах

1. Учащиеся конспектируют новый материал.

2 Совместно с учителем обсуждают и решают задачи:

    а) 31 декабря 2014 года бизнесмен взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем бизнесмен переводит в банк определенную сумму ежегодного платежа. Какой должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы бизнесмен выплатил долг тремя равными ежегодны- ми платежами?

   б) Бизнесмен взял кредит в банке на срок 9 месяцев. В конце каждого месяца общая сумма оставшегося долга увеличивается на 12%, а затем уменьшается на сумму, уплаченную бизнесменом. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину. Сколько процентов от суммы кредита составила сумма, уплаченная банку сверх кредита?

Познавательные УУД:

- анализ информации;

- осуществление поиска новых знаний.

 

Коммуникативные УУД:

- донесение своей позиции;

- умение слушать других

 

5. Закрепление и применение полученных знаний и умений

 

Проверка усвоения учащимися изучаемого материала (постановка вопросов, решение задач)

Активные действия учащихся при ответе на вопросы, решении задачи. 

(15-го января планируется взять кредит в банке на 19 месяцев. Условия его возврата таковы: 1-го числа каждого месяца долг возрастет на q% по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга; 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Известно, что общая сумма выплат после полного погашения кредита на 30% больше суммы, взятой в кредит. Найдите q.)

 

6. Итог урока.

Задача: проанализировать и оценить деятельность обучающихся

Подведение  итогов  урока:

-соотношение цели занятия и уровень ее достижения;

- оценочные суждения о мере участия всех обучающихся или каждого в работе на данном уроке;

- выставление оценок с комментариями.

Обсуждение итогов урока

 

 

7. Домашнее задание

1.Организует запись домашнего задания.

2. Комментирует.

3. Нацеливает на качественное выполнение работы

Записывают

домашнее задание

 

Личностные результаты:

-  формирование навыков самоорганизации

8. Рефлексия

Задача: проанализировать  деятельность обучающихся, рефлексия

1.Мобилизация обучающихся на рефлексию.

2.Обеспечение условий усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Проводят самоанализ, критическую оценку своей деятельности на данном занятии

Личностные результаты:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Список литературы

1. Гущин, Д. Д. «Встречи с финансовой математикой» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/doc/math/gushchin_dd-finmatematika.pdf  (дата обращения: 01.11.2018) – свободный

2. Липсиц, И. В. «Экономика». Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват.учрежд./И.В. Липсиц.- 15-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 272с.:ил.

3. Шестаков, С. А. ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим со- держанием. Задача 17 (профильный уровень) / Под ред. И. В. Ященко. — М.: МЦНМО, 2018. — 208 с.

Для просмотра скачать Документ

01.04.2019, 840 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы