Социализация личности — это аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого с помощью воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества.
Социализация - процесс усвоения учащимися образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе.
Социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Результатом социализации и воспитания является социальный опыт ребенка.
В «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.В. Ломова читаем «СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат.socialis- общественный) процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».
Социализация – «это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства». (Краткий словарь системы психологических понятий. К.К. Платонова.)
Социальная компетентность - это система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. Социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие. (Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией А.А. Бодылева, 2011г.)
Социальная компетентность – реализованная возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве в частности. (Н.Н. Нагайченко)
Социальная компетентность - способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. (Е.В. Прямикова)
Макрофакторы — социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.
Понятие общество — в педагогике и других науках используется для характеристики социальных условий формирования и развития личности.
Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).
Мезофакторы — детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.
Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.
Региональные условия — условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны (государства), имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).
Средства массовой коммуникации - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на большие аудитории.
Микрофакторы — детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в широком смысле понимается комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.
Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности.