Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Дистант подкрался незаметно, или Как пережить дистанционное обучение и получить от этого удовольствие.

Стремительность внешних изменений заставила нас, учителей, пережить серьезную встряску. Сейчас, когда три недели дистанта уже позади, многие из нас, надеюсь, пережили стресс и даже начали видеть в ситуации некоторые плюсы. Всем известно, через кризис мы развиваемся. Так и хочется, перефразируя Вольтера, сказать: если бы не было карантина, его следовало бы придумать.

Коллеги, предлагаю договориться сразу: написать в электронном дневнике (в Viber, в WhatsApp, в сети «ВКонтакте») номера параграфов и упражнений, попросить сфотографировать работу и отправить ее обратным путём, потом проверить и поставить отметки – это НЕ дистанционное обучение. Обязательно взаимодействие! Обязателен интерактив! Обязательны живые голоса и вопросы кстати и не кстати, работа в группах и в парах, помощь учителя и возможность «поднять руку».

С чего я начала?

Первое – критический пересмотр программного материала. Что-то, увы, пришлось оставить на самостоятельное изучение детьми, а что-то – на следующий год. Оставшиеся после ревизии темы распределила примерно на 4 недели (мой оптимизм ещё позволял мне надеяться, что через месяц мы вернёмся к привычному режиму обучения). Я составила технологическую карту, включив материал, необходимый для изучения в течение этого месяца. В технологической карте обозначила формы работы и ожидаемый результат. Не стоит стремиться охватить неохватное. Согласимся с тем, что потери неизбежны, но их можно минимизировать.

Второе – выбор каналов связи и интернет-платформ для работы. Здесь я руководствовалась принципом «Лучше меньше, да лучше». Для связи с родителями – группа в Viber, для связи с детьми – электронный дневник. Для передачи предметных знаний я решила использовать «Российскую электронную школу» (потом, правда, пришлось отказаться, после того как стала находить вопиющее количество разного рода ошибок в текстах и в тестах), «InternetUrok». Для видеосвязи – zoom. Всё.

Третье – организация онлайн-взаимодействия с учениками. Многие из коллег столкнулись с хулиганством на видеоконференциях. У меня тоже есть негативный опыт, и вот несколько советов, чтобы помочь вам избежать нервного срыва из-за неприличных рисунков на демонстрационном экране и других провокаций (у меня это был приятный мужской баритон, неожиданно зазвучавший среди детских голосов, с игривым вопросом: «Лариса Николаевна, а что вы делаете сегодня вечером?»). Найти хулиганов почти невозможно, хотя мы все прекрасно понимаем, что наши ученики сами передают им идентификационные коды и пароли. Предотвратить безобразие легче, чем потом, считая капли валерианки, разгребать его последствия. Самое надежное – всех учеников добавить в контакты в Zoom и рассылать персональные приглашения на каждую видеоконференцию. Это возможно, если их, учеников, не очень много. Если больше ста, как у меня, то это сложно сделать. Тогда изменяем настройки Zoom: отключаем возможность комментирования участниками (это не позволит им рисовать), отключаем чат, отключаем возможность демонстрации экрана участниками. При входе в видеоконференцию строгий фейс-контроль. Дети уже знают, что они могут войти только под своими именами (никаких Бешеных Дрынов и Тёмных Властелинов). Если есть сомнение в личности подключившегося, настаиваю на включении видео или микрофона, здороваемся голосом. В начале видеозанятия есть минутка задать вопросы, потом я отключаю детям их микрофоны и объясняю тему. В конце занятия – пара минут для вопросов. При выключенном звуке, при невозможности писать и рисовать гадости хулиганам стало скучно. Больше не беспокоят. Работа в малых группах предполагает более активное взаимодействие, при этом в группе из 5-8 человек хулигану не спрятаться, поэтому там я не отключаю чат, более того, использую его для опроса. Ответы на вопросы дети пишут в приватном чате (вижу только я), потом я их комментирую, отмечаю правильные ответы, за которые в конце занятия награждаю отметками. Рисование на экране в малых группах тоже разрешено, и ученики вставляют пропущенные буквы, выделяют морфемы, подчёркивают ошибки.

Мой девиз – цикличность и предсказуемость. Чем привычнее для ребят будет формат работы, тем легче они воспримут настоящую ситуацию и тем быстрее адаптируются. Расписание составлено было на первой неделе, и от него я стараюсь не отходить. Работа в течение каждой недели строится одинаково. То есть каждый понедельник, к примеру, проходят видеоуроки с разбором тестов прошлой недели, я даю темы изучения на новой неделе, рассказываю, какие работы жду от учеников. Во вторник – индивидуальные консультации, спецкурс по подготовке к ОГЭ для девятиклассников, классный час со своим классом. После работы над ошибками, разбора вопросов тестов дети в онлайн-режиме получают теоретический материал по новой теме (или по теме повторения). Я даю ссылки на видеоуроки, на интернет-справочники, указываю страницы учебников с теорией по теме. Затем наступает время самостоятельной работы и онлайн-консультаций. На консультациях провожу как индивидуальную, так и групповую работу. Результатом самостоятельной (с моей помощью) работы является тест по теме. Все тесты я создаю в «Дневник.ру», они все авторские, предусматривают множество вариантов (например, из двадцати однотипных вопросов каждому конкретному ученику достанутся пять), таким образом исключено списывание слабыми у сильных (или, скорее, ленивыми у прилежных). Я отказалась от фотографий работ, сделанных подручными средствами, чуть ли не на утюг. И картинки получаются сомнительного качества, и собирать их по всем мессенджерам и социальным сетям сил не хватит, и править такие работы – то ещё удовольствие.

Срок сдачи работ – всегда пятница, 14.00. Дети привыкли, уже не забывают. После этого я выставляю отметки за работы, сообщаю итоги недели родителям своего класса. Для «слёзных писем» с вопросами по выставленным отметкам я даю вечер пятницы, в субботу и воскресенье не отвечаю на сообщения: я заслужила отдых, он мне необходим. Правда, воскресенье приходится потратить на создание новых тестов и заданий.

К концу первой недели я поняла, что главное условие успеха всей этой сомнительной авантюры, да простят мне министерские чиновники мою иронию, — организация всего и вся. Чёткий план – на месяц, на неделю, на день. Если первые дни я задыхалась от объема информации, просиживала у компьютера с раннего утра до позднего вечера, то уже к следующему понедельнику порядок работы оформился, нагрузка стала ощутимо меньше. Проведя 4-6 ежедневных видеоконференций с учениками, два занятия спецкурса (тоже онлайн), проверив и оценив больше двухсот тестов в неделю, я еще и для любимых книг время нахожу. И мужа вечерами вижу. И с собакой гуляю. И весну чувствую. Чего и вам, дорогие коллеги, от всего сердца желаю.

28.04.2020, 614 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы