Видеоурок в 5 классе
В условиях дистанционного обучения приоритетными признаками урока в 5 классе становятся простота подачи материала и занимательность, позволяющие обеспечить самостоятельное выполнение заданий обучающимися.
Для объяснения нового материала используется форма видеозаписи, выполненной учителем. Проведение видеоурока состоит из следующих этапов:
1. Подготовка вспомогательного материала (например, карточек для демонстрации, текстов для чтения).
2. Установка видеокамеры.
3. Запись дублей.
4. Монтаж видеоролика с помощью видеоредактора: устранение пауз, повторений, соединение фрагментов.
5. Добавление слайдов, иллюстрирующих ключевые моменты урока (слова и предложения для записи, портреты, иллюстрации).
6. Размещение видеозаписи на сайте, используемом в качестве образовательной платформы. В нашем случае это социальная сеть «ВКонтакте», общение в которой налажено еще во время участия в конкурсе в течение учебного года. Также видео размещается на сайте «Инфоурок.ру» на странице учителя. В случае необходимости видеозапись направляется учащемуся индивидуально по электронной почте.
7. Просмотр видеозаписи обучающимися, выполнение заданий, предложенных учителем в течение видеоурока.
8. Направление выполненных работ на проверку (используются социальная сеть «ВКонтакте», электронная почта, «Дневник.ру»).
9. Выставление оценки.
Преимущества видеозаписи, выполненной учителем:
- возможность просмотра видео в удобное для каждого обучающегося время в соответствии с его распорядком дня;
- возможность повторного просмотра, временной остановки хода урока;
- воздействие личности учителя на обучающегося;
- краткость и доступность изложения;
- занимательная форма подачи материала.
Длительность видеоролика составляет около 10 минут. Учитывается возможность паузы в воспроизведении для выполнения записи в тетради.
Квест
Для повторения и обобщения материала используется форма квеста, например, по темам «Имя существительное», «По страницам учебника». Квест выполняется в виде презентации, на каждом слайде которой располагается вопрос или задание. Каждый следующий вопрос строится на основе предыдущего ответа. Обучающиеся направляют на проверку только итоговый ответ в электронном письме. Если ответ неправильный, просим направить промежуточные ответы, анализируем ошибку, даём подсказку.
Оценивание
Работы, выполненные в ходе видеоурока или квеста, характеризуются небольшим объёмом, для их оценивания используется накопительная система. Ежедневно с понедельника по пятницу обучающиеся 5 класса направляют на проверку выполненное задание. За каждый ответ ставится промежуточная оценка. По итогам пяти ответов выставляется общая оценка за неделю.
Видеоурок в 10 классе
При подготовке урока литературы в 10 классе акцент делается на содержательность учебного материала и лаконичность изложения. Продолжительность видеоурока в 10 классе увеличивается до 15 минут, что обусловлено необходимостью полноты раскрытия материала. Видеозапись учителя позволяет выделить главное в рамках изучаемой темы, сформировать базовое представление обучающегося о предмете речи. Например, в ходе анализа романа Л.Н. Толстого «Война и мир» темами для видеоуроков выбраны «Образ Наташи Ростовой» и «Сопоставительная характеристика Наполеона и Кутузова». Видеоуроки учителя дополняются видеолекциями известных литературоведов, расположенными на сайте «Культура.РФ». Создатели сайта предлагают не только обширный литературоведческий, но и кинематографический материал, значимость которого ввиду его наглядности возрастает в условиях дистанционного обучения.
Простота, занимательность видеоурока или квеста, а также накопительная система оценивания способствуют тому, что обучающиеся заинтересованы в получении следующего задания и проявляют интерес к его выполнению.