В условиях быстрого перехода на дистанционное обучение по объективным причинам передо мной, как и перед многими учителями, возник ряд трудностей: недостаточное владение навыками дистанционного обучения, разнообразие образовательных платформ, особенности организации дистанционного общения с обучающимися и т.д. Разбираться в этом приходилось самостоятельно и в ограниченные сроки. То, что еще несколько месяцев назад казалось сложным, далеким, неожиданно стало актуальным и вошло в повседневную жизнь.
В процессе организации дистанционного обучения я опиралась на четыре основных пункта:
Во- первых, суть дистанционного обучения заключается в способе организации процесса обучения, который основан на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. А значит, алгоритм построения урока отличается от традиционной классно-урочной модели.
Во-вторых, находясь дома, учащиеся непривычно разобщены. В школе они привыкли собираться коллективом, обсуждать изучаемый материал на уроках, общаться на переменах. А сейчас вынуждены сидеть дома одни. Это может не самым лучшим образом сказаться на их психологическом настрое на учебу. Значит, необходимо воссоздать атмосферу сплоченности .
В-третьих, педагогам предлагается большое разнообразие электронных образовательных ресурсов: Российская электронная школа, ЯКласс, Учи.ру, Образовариум, Решу ЕГЭ, LECTA, Skyeng, Foxford и др. Каждый из них имеет свою целевую аудиторию, содержание и формы обучения. Необходимо выбрать один ресурс, который наиболее соответствует учебным пособиям, техническим возможностям и возрасту учащихся конкретной образовательной организации.
В-четвертых, снятие технических трудностей.
По программе ученики 10-х и 11-х непрофильных классов имеют 3 урока английского языка в неделю по учебнику Spotlight, поэтому мне было удобно разбить процесс дистанционного обучения на недельные циклы по разделам модуля. Для удобства восприятия представляю цикл в таблице:
№ |
Задачи |
Форма |
Содержание урока |
Пояснение |
1 |
Сформировать коммуникативные лексические и грамматические навыки в рамках темы. |
Видеоурок, работа со справочным материалом |
Самостоятельный разбор нового лексического и\или грамматического материала |
Самостоятельно, опираясь на предложенные учителем пособия, учащиеся знакомятся с разделом модуля. |
2 |
Активизировать лексический и грамматический материала по теме. |
Работа на платформе Skyeng.
|
Закрепление полученных знаний в тестовой форме
|
Упражнения из интерактивной Рабочей тетради Spotlight позволяют усвоить лексико-грамматический материал в разных видах речевой деятельности. |
3 |
Повторить и обобщить знания учащихся по теме во всех видах речевой деятельности. Выполнить творческие задания: устные\письменные монологические и диалогические высказывания.
|
Видеоконферен-ция в Zoom: сочетание групповой, парной и индивидуаль-ной работы. |
Практика устной диалогической и монологической речи на базе изученной лексики и грамматики |
Урок-видеоконференция предполагает достаточно большое количество заданий для вовлечения всех учащихся в образо-вательный процесс и создания атмосферы единства. |
Учащиеся 11-го профильного класса имеют 6 часов английского зыка в неделю, поэтому, также удобно разбить процесс дистанционного обучения на еженедельный цикл. Но для учащихся лингвистического профиля, большинство из которых сдают ЕГЭ, я подобрала другой вариан, объединив уроки в парыт:
№ |
Задачи |
Форма |
Содержание урока |
Пояснение |
1 |
Проверить владение навыками аудирования, чтения, использования лексических и грамматических единиц в связных текстах. |
Самостоятельная работа на сайте РЕШУ ЕГЭ. |
Выполнение тестовой части формата ЕГЭ. |
Учитель составляет вариант путем случайного выбора заданий (№ 1-38 ) из каталога на сайте. Результаты представлены на сайте.
|
2 |
Проверить уровень сформированности коммуникативной компетенции в рамках раздела ЕГЭ «Письмо» |
Видеоурок, написание письма другу и эссе. |
Просмотр видеоурока о правилах и рекомендациях написания письма другу и эссе. Самостоятельное выполнение работы. |
Разбор письма и эссе проходит на индивидуальных консультациях через Skype или Viber. |
3 |
Проверить уровень овладения устной речью в формате заданий ЕГЭ. |
Видеоконференция в Zoom: сочетание групповой, парной и индивидуаль-ной работы. |
Учащиеся выполняют 1-4 задания раздела «Говорение» |
На одном занятии невозможно выполнить все четыре задания. Выбор обусловлен актуальностью в зависимости от уровня подготовки учащихся. |
Содержание урока в сочетании с формой организации дистанционного обучения позволяет сделать его максимально эффективным. Учащиеся привыкли к разнообразным формам дистанционного урока с еженедельной цикличностью.