Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Межпредметные связи курсов «Окружающий мир » и «Основы религиозных культур и светской этики»

Общие положения

Дети – достояние страны, каковы дети – таково и будущее России. Не зря народная пословица говорит: «Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец». Духовно - нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – грандиозная задача, которая стоит перед всей страной. Но если решать вопрос о том, как собственно система общего образования должна вносить свою лепту в решение данной задачи, то следует не просто вводить в расписание учебный предмет «ОРКСЭ», а создавать в каждой школе особый уклад жизнедеятельности и общения детей и взрослых, особую предметную среду и атмосферу. Вся жизнь школы, все занятия, урочные и внеурочные, должны быть наполнены духовным смыслом, должны ориентировать на высокие нравственные цели и идеалы. Причем не только детей, но и педагогов, и родителей. Ведь «кто собой не управит, тот и других не наставит». И, конечно, все школьные дисциплины должны в рамках своей специфики решать ту же задачу, что и курс «ОРКСЭ». Вот почему реализация межпредметных связей двух курсов - «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики» - является одним из важных условий эффективности работы учителя, перед которым и требованиями ФГОС НОО, и его собственной профессиональной педагогической позицией поставлена задача духовно-нравственного развития личности младших школьников. Рассмотрим те общие положения, которые обеспечивают внутреннюю содержательную взаимоподдержку обеих дисциплин в общем учебно-воспитательном пространстве начальной школы.

1. Введение в обязательную инвариантную часть основной образовательной программы начального общего образования учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» стало ответом на актуальную для современного российского общества в целом и для системы образования в частности социальную потребность использовать в работе с детьми богатейший по своей нравственной сути педагогический потенциал духовной культуры народов России, сформированный под воздействием четырёх мировых религиозных традиций – христианства (православия), ислама, буддизма, иудаизма(1). Эти традиции, выступая системоообразующим фактором для культуротворческой деятельности народов России, составляют неотъемлемую  часть историко-культурного наследия современного российского общества в его настоящем и будущем бытии. Они издревле и доныне формируют  духовность как ценностное содержание сознания личности и тем самым определяли и определяют уклад духовной, семейной и общественной жизни народов России, в том числе – и тех её граждан, которые стоят на атеистических позициях, но разделяют традиционные отечественные этические установки. Ценности религиозной и светской духовной культуры, становясь фундаментальной основой нравственного развития и воспитания младших школьников в системе общего образования, нуждаются в педагогически оформленном механизме их трансляции от поколения к поколению. Целью такого образования детей является сохранение духовно-нравственного здоровья всего российского общества. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в его нынешнем варианте и стал одним из звеньев педагогического механизма межпоколенной трансляции фундаментальных духовно-нравственных ценностей, накопленных российской культурой. Но это звено не должно остаться единственным, обособленно стоящим среди дисциплин начальной школы. 2. По замыслу«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2; далее – «Концепция») и Федеральных государственных образовательных стандартов среди целого спектра специальных задач, которые решает современная школа (задачи интеллектуального, физического, психического, эстетического развития и воспитания), важнейшей для нашего времени признается задача духовно- нравственного развития и воспитания детей. Эта задача стоит перед всеми педагогами и решается средствами всех учебных предметов. Таким образом, обобщается и подымается на более высокий уровень осознания материал духовного наследия каждой из четырех религиозных традиций, представленных в других дисциплинах: филологических («Русский язык», «Родной язык», «Иностранный язык», «Литературное чтение»), эстетического цикла («Изобразительное искусство», «Музыка»), интегративного курса «Окружающий мир», предметно-практического курса «Технология» и т.д.

3. В силу своих интегративных возможностей особое место в реализации межпредметных связей с курсом «ОРКСЭ» занимает предмет «Окружающий мир». Содержание этого учебного предмета построено с учетом принципов, изложенных в Концепции. Это предполагает ориентацию воспитательного процесса на достижение определенного национального воспитательного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для современного российского общества, – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, укорененного в отечественных национально-культурных традициях духовности и нравственности. Тематическое планирование курса представлено в Примерных программах начального общего образования в 3 вариантах (условно: 1 вариант – исходный; 2 вариант – с акцентом на естественнонаучной составляющей курса;3 вариант – с социально-гуманитарной доминантой содержания). И каждый из трех вариантов обязательно содержит дидактические единицы, направленные на духовно-нравственное развитие личности, в том числе - с обращением к этической стороне традиционных для России религиозных культур. В общем виде – это знакомство детей с традициями семьи, с достопримечательностями истории и культуры родного края, с бережным отношением к родной природе, характерным для традиционной культуры народов России, с особенностями народной памяти о важнейших исторических этапах в жизни Отечества и его героях, деятелях истории и культуры, воплотивших в себе национальный идеал.

4. Наиболее полно межпредметные связи двух дисциплин могут быть реализованы в том случае, если используется 3 вариант тематического планирования, в котором акцент сделан на социально-гуманитарной составляющей курса «Окружающий мир». Тогда цели изучения того и другого учебного предмета – воспитание способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию личности посредством формирования основополагающих представлений о нравственных ценностях российской цивилизации, их позитивной роли в культуре, истории и современной жизни нашего Отечества, о великих религиях мира, традиционных для народов Российской Федерации, – будут в существенной части совпадать, и эффективность работы станет заметно повышаться. Тем более, что курс «Окружающий мир» входит в программу начальной школы сразу с 1 класса. И учитель, не ожидая три года до начала курса «ОРКСЭ», имеет возможность работать над освоением системы отечественных ценностей, большинство из которых сформировались именно в лоне религиозных традиций, определяя собой основу этических, экологических, историко-культурных представлений современных граждан России. Тем самым к 4 классу, когда наступит очередь курса «ОРКСЭ», будет подготовлена почва для восприятия его сложного духовного материала. Кроме того – сложится система сопоставления в едином образовательном контексте конкретных реалий, форм, фактов, характерных для многоцветья традиционных культур народов России.

5. К окончанию начальной школы, объединяя усилия всех дисциплин, нацеленных совместно с курсом «ОРКСЭ» на решение задач духовно-нравственного развития младших школьников, можно планировать и общие результаты освоения всех учебных предметов:

  • способность к духовному развитию, осознанному нравственному самосовершенствованию личности;
  • сформированность внутренней установки личности поступать по совести и готовность нести ответственность за свой поступок;
  • понимание значения веры, религии и нравственности в жизни человека и общества;
  • освоение основных нравственных норм светской и религиозной морали, понимание их значения для построения конструктивных отношений в семье и обществе;
  • овладение первоначальными представлениями об исторической роли и месте традиционных религий в становлении и развитии российской государственности, истории и культуре народов России;
  • принятие нравственных правил, основанных на свободе совести и вероисповедания, на духовных традициях народов России и обеспечивающих гармонию межличностных отношений, единство социокультурного пространства РФ, мирное сосуществование граждан в условиях национально-конфессионального многообразия;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Теория и практика организации межпредметных связей курсов ОРКСЭ и «Окружающий мир» (на примере УМК «Окружающий мир» в системе «Перспектива»)

1.Характеристика УМК «Окружающий мир» в системе «Перспектива» с точки зрения организации межпредметных связей с курсом «ОРКСЭ» Методологической основой Организации содержания УМК «Окружающий мир» в системе «Перспектива» является положение о принципиальной возможности сопоставления религиозных этических ценностей, которые опираются на идеалы и законы жизни людей на Земле, освящённые многовековым опытом мировых религий. Каждая из них по-своему, в соответствии со своими принципами, рассматривает духовность человека как данное Богом ценностное содержание сознания, а оно, в свою очередь, предопределяет личную ответственность человека по отношению к природе, семье, Родине и к себе самому. Именно установка на осознанное формирование этого качества - личной ответственности каждого человека по отношению к природе, семье, Родине и к самому себе – красной нитью проходит через весь курс «Окружающий мир» в данной системе. УМК всех четырех лет обучения (программы 1-4 классов, учебники, электронные приложения к учебникам, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя) представляют духовно-нравственные ценности экологической и семейной этики, а также этики гражданина России с точки зрения соответствующего вероисповедания или с позиции светского мировоззрения. В УМК каждого класса эти три пласта этики постепенно раскрывают перед детьми красоту и логику ценностных отношений человека к природе, гармонию в иерархии семейных отношений, духовную высоту образов наших соотечественников, которые сформировались в пространстве российской истории и цивилизации под мощным системообразующим воздействием вероисповедных традиций. Следовательно, ценностно-смысловым стержнем, организующим содержание курса «Окружающий мир», являются ключевые понятия «природа», «семья», «Родина», которые чрезвычайно значимы и для организации содержания курса «ОРКСЭ». Именно такой подход предполагает наличие в структуре каждого из модулей вступительного и заключительного блоков, общих для курса в целом, а также сопоставимость этической проблематики модулей при всем своеобразии конкретного фактического материала духовной традиции определенного религиозного или внерелигиозного мировоззрения.

Учитывая вышесказанное, общая для двух курсов духовно-нравственная, этическая проблематика – экологическая этика, семейная этик, этика гражданина России – может быть представлена следующим образом:

Вводная часть

Многообразие народов, культур и религий на Земле. Духовные начала в религиях и культурах народов мира (России): понятия о Добре и Зле; духовный кодекс поведения человека в обществе – этическая основа выбора личности между Добром и Злом; ответственность за совершенный выбор. Духовные составляющие нравственной культуры многонационального российского общества.

Раздел 1: Экологическая этика.

Этическое отношение к природе в духовной культуре народов России с точки зрения традиционных религий и светской этики.

• Сотворение мира и человека по священным текстам конфессии; структура духовного мира; понятие Добра и Зла в конфессии и в светской этике.

• Место природы в системе ценностей конфессии; символический образ культовых сооружений; ответственное отношение личности к природному миру как этическая норма в духовной культуре народов России.

• Восприимчивость к красоте природы как мерило духовно-нравственного

состояния личности. Традиционный календарь в духовной культуре народов России как отражение цикличности природных явлений и универсальный культурный код человеческого общества в его историко-конфессиональном развитии. Образы природы в словесности, архитектуре, изобразительном религиозном и светском искусстве.

• Современная экологическая этика как развитие принципов ответственного отношения человека к природе в духовной культуре народов России. Гармонизация жизни человека в единстве с природой и система ценностного отношения людей к природе и между собой.

Раздел 2: Семейная этика.

 Этические традиции семьи в духовной культуре народов России с точки зрения традиционных религий и светской этики.

• Родительство и многодетность как ценность в религиозных представлениях конфессии. Образы материнства и отцовства по священным текстам. Почитание родителей как нравственная норма отношения к ним детей в духовной культуре народов России.

• Крепкие семейные связи между поколениями на основе взаимной любви и труда каждого на пользу всех. Трудолюбие как нравственная норма жизни всех членов семьи. Любовь как добрый поступок, как доброделание на пользу своей душе.

•Взаимодействие старших и младших на основе заботы; уважение членов семьи к детству и к старости; память о почивших родственниках как этический долг. Ответственность членов семьи за жизнь друг друга. Духовно-нравственные ценности в семье и их передача от поколения "дедов" к поколению "внуков"; осознанная ответственность «дедов» за преемственность духовных и нравственных ценностей в семье.

• Различие в воспитании девочек и мальчиков; роль личного примера матери и отца в формировании личности будущих мужчин и женщин; ответственность среднего поколения за сохранение ценностного статуса мужчины и отца, женщины и матери.

•Формирование ценностей дорового образа жизни в системе религиозных принципов определенной конфессии и в светской этике (здоровье физическое, психическое и духовно-нравственное). Осознанное формирование положительных человеческих качеств в семье. Ответственность за собственную жизнь и нравственная мотивация поступков на каждом возрастном этапе как норма семейной и личностной этики.

Раздел 3: Гражданско-патриотическая этика.

Этическое отношение к Отечеству, его историко-культурному наследию, историческая память с точки зрения традиционных религий и светской этики.

•Идеальная личность в религиях мира. Примеры истинного человеческого достоинства в религиозном и светском историко-культурном наследии. Нравственная зрелость человека как показатель освоения им ценностей духовной культуры.

•Личное имя как духовная ценность и нравственный ориентир человека на протяжении всей его жизни. Идеальные качества человеческой личности, отраженные в образах носителей имени. Честь родовой фамилии и уважение к семейным династиям – духовно-нравственная ценность и норма гражданской этики.

•Взвешенное отношение личности к миру материальных ценностей. Социальная практика носителей религиозного и светского мировоззрения в жизни народов России. Примеры гражданско-патриотического служения на разных поприщах во славу Родины.

•Ответственность гражданина за своих соотечественников и его личный вклад на благо Отечества.

Общие выводы:

Смысл и ценность человеческого достоинства. Религиозные ценности конфессии и их вклад в становление и развитие российской цивилизации. Российский национальный характер как отражение духовных ценностей многоконфессионального Отечества.

Структура УМК

«Окружающий мир» в системе «Перспектива» определяется именно логикой последовательного раскрытия в содержании учебного материала каждого класса одного из трех названных пластов этической проблематики курса. Тематическое содержание программы 2 класса по преимуществу организует проблема  экологической этики.

Она раскрывается на материале календарной культуры и сотрудничества человека с природой в течение круглого года. Это чрезвычайно значимая в жизни и отдельного человека, и целого общества проблема, которая по-своему решается и в разных религиозных традициях, и во внерелигиозных культурах. Тематическое содержание программы 3 класса по преимуществу организует проблема семейной этики, раскрываемая на материале жизненного цикла человека от рождения до кончины. По сути – это проблема смысла жизни на разных возрастных этапах, через которые проходит каждый человек, обретение им системы духовных ориентиров и достойных нравственных качеств. Эта проблема также по-своему решается в разных религиозных традициях, и во внерелигиозных культурах.

Сопоставление семейных традиций разных народов России и мира, связанных с ключевыми событиями человеческой жизни – рождением, вступлением в брак, кончиной, дает возможность познакомиться с общезначимыми ценностями (материнство, отцовство, детство, почитание старости и т.д.) и своеобразной формой их выражения в разных культурах. Тематическое содержание программы в выпускном, 4 классе по преимуществу организует проблема гражданско-патриотической этики. Основным принципом работы над этой проблемой является стремление всесторонне раскрыть мысль о том, что историческое существование народов России должно сознательно строиться на основе взаимного уважения национальных традиций и плодотворного труда каждого гражданина для достижения ОБЩЕГО БЛАГА.

Такого рода осознанный труд отдельной личности во благо сограждан является одним из важных показателей уровня её (личности) восхождения к духовно-нравственному идеалу.

Особо скажем о структуре программы 1 класса. В её содержание пропедевтически сразу вводятся темы и экологической, и семейной, и гражданско-патриотической этики, чтобы затем в течение последующих трех лет каждая из них была раскрыта особо. Но это не означает забвения в содержании каждого класса двух других пластов. Этим и объясняется оговорка «по преимуществу» при характеристике духовно-нравственной специфики каждого года обучения: она необходима для того, чтобы отметить неразрывную связь всех трех пластов этической проблематики.

УМК «Окружающий мир»

И важно сказать о том, что с 1 класса начинается многогранная  работа с понятием внутренний мир человека, для того, чтобы показать детям путь к пониманию самого себя и других людей, учить их оценивать духовные качества личности и её вклад в созидание общей человеческой культуры. Так, например, в 3 классе дети знакомятся с духовными ценностями, накопленными во Всемирном культурном наследии Египта, Греции, Иерусалима, Китая. В том числе - с высказываниями   древнегреческих философов, египетских монахов, китайского мудреца Конфуция, с изречениями из Библии, Корана, Торы, с жизненными максимами, которые были сформулированы выдающимися людьми, жившими в 19-20 веках.

2.Принципы организации межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ» При организации межпредметных связей двух курсов учитывается, во-первых, позитивный опыт многовекового дружественного сосуществования российских народов и больших социальных групп, исповедующих разные религии либо имеющих внерелигиозное мировоззрение. Во-вторых, во главу угла ставится необходимость сохранения единого образовательного и социокультурного пространства Российской Федерации, обеспечивающего гармонию межличностных отношений российских граждан в условиях свободы совести и вероисповедания, а также равноправия граждан независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности, гарантированных Конституцией РФ.

Именно поэтому на протяжении всех четырех лет обучения по предмету «Окружающий мир» все составные части его УМК предусматривают работу по темам культурологического характера, которые соотносятся с этической тематикой всех шести модулей учебного предмета «ОРКСЭ» («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»). Также предусмотрен целенаправленный отбор регионального материала с точки зрения представленности в нем разных конфессиональных традиций в разных регионах России (культовые сооружения и святыни края; календарные праздники, связанные с определенными религиями; обряды и обычаи жизненного цикла на основе определенных религиозных традиций; этноэкология, базирующаяся на мировоззренческих принципах той или иной религии и т.п.). Соответственно возрастным особенностям учащихся, их личному (семейному) выбору и тем развивающим и воспитательным задачам, которые ставятся в каждом конкретном классе, за рамками уроков по курсу «Окружающий мир» предусмотрена проектная работа с привлечением материала той или иной конфессии или этической темы внерелигиозного характера. Это может быть тема нравственного идеала, воплощенного в религиозных образах или в личности соотечественника; тема нравственных семейных принципов, из поколения в поколение передающихся в роде, и пр.

По своему месту в обязательной инвариантной части основной образовательной программы учебный предмет «Окружающий мир» является интегрирующим курсом, задавая в течение трех первых лет обучения вектор межпредметных связей в русле формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся. Еще до включения в этот процесс курса «ОРКСЭ», курс «Окружающий мир» определяет направление процесса духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и во внеурочное время благодаря системно выстроенной работе с помощью Блока внеклассной, внеурочной деятельности, тематику которой в тесном взаимодействии с семьей и социальными партнерами задает рубрика «За страницами учебника». Эта рубрика завершает каждый раздел работы в классе с тем, чтобы углубить ее во внеурочное время.

Таким образом, культурологическая специфика предмета «Окружающий мир» в системе «Перспектива» состоит в том, что названный курс в целом формирует основополагающие представления детей о духовно-нравственных ценностях российской цивилизации. При этом учащиеся имеют возможность сосредоточить в ходе повседневной работы свое внимание и познавательную деятельность на ценностях определенной религиозной культуры, добровольно выбранной ими в соответствии с семейными традициями, либо на этноконфессиональных ценностях или на ценностях отечественной этики светского характера. А к 4 классу педагог, учащиеся, родители, выбирая определенный модуль курса «ОРКСЭ», приступают к углубленной работе в данном направлении, уже имея за плечами трехлетний опыт освоения отечественных культурных ценностей, в том числе – и с опорой на религиозные ценности

Новицкая Марина Юрьевна,

ведущий научный сотрудник Центра дошкольного,

общего и дополнительного образования ФГАУ ФИРО,

г. Москва

19.03.2018, 1257 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы