Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Интерактивные формы преподавания курса ОРКСЭ

Интерактивные формы преподавания курса ОРКСЭ

В педагогике различают несколько моделей обучения: 
1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная – взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
К методам интерактивного обучения  относятся методы, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака),  ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, приглашение визитера, дискуссия группы экспертов, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, обсуждение сюжетных рисунков, опрос–Квиз (контроль) и др. 

ТРИ КИТА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 
Творческое или проблемное задание на основе учебной информации (как основа содержания). Работа в малых группах или обучающая игра. Обсуждение и подведение итогов. Классификация интерактивных технологий обучения 
Обучающие технологии . Достоинства  и  ограничения.
Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д. 
Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей 
Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы  учебного плана дисциплины в различных формах  активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося. 
Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности
Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.) Позволяет получить навыки адаптации к новой среде. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту 
Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации. 
Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации. 
Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно) 

 Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) 
Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени . Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию 
Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод) . Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения 
При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней 

 Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры) 
Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления . Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др. 
Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков  
Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками 
Направлен на овладение только узкоспециализированными  навыками без усвоения общих моделей и методов работы 
МЕТОДЫ 
соответствие целям и задачам обучения и развития школьников 
соответствие дидактическим целям урока 
соответствие содержанию темы урока 
соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом 
соответствие временным рамкам обучения 
соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя 
соответствие способу руководства учебной деятельностью 
Критерии отбора методов обучения 
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками 


Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: 
формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе 


Алгоритм проведения интерактивного занятия. 
1.Подготовка занятия; 2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия). 


Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока 
Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний) 
Хук (притча, игра, «крючок») 
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) 
Синквейн («восточный стих») 
Обсуждение домашней творческой работы 
Кластеры 


Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) 
«Инсерт» 
Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) 
Опорный конспект 
Кластеры 
Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) 
Различные формы дискуссий 
Игровые методы 
Форма группового взаимодействия — «большой круг». 
«Аквариум» 


Рефлексия – получение обратной связи 
Эссе 
Мини-сочинение 
Глоссарий (составление словаря) 
Хокку (хайку) – японские 3-х стишия 
Юмористический рассказ 
Сказка 
Незаконченное предложение 


При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: 
работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге…


МЕТОДИКА ИГРЫ «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ» 
1. Выбирается и афишируется проблема («Право на жизнь», «Всегда ли нужно говорить правду», «Использование животных в научных исследованиях аморально» и т.п.)

2. Вывешивается три плаката «За», «Против», «Особое мнение».

3. Каждый ученик определяет свою позицию, обдумывает аргументы .

4. Создаются микрогруппы по позициям, организуется обсуждение в группе с выбором наиболее доказательных аргументов, выбор спикера.

5. После выступления спикеров от каждой группы учитель выясняет, не изменил ли кто свое мнение, и что на это повлияло.

6. Выбираются наиболее доказательные аргументы и выделяются определенным значком.

 7.Открывается учебник и рассматривается позиция.    


УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИЯ» 
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)Если семья – это постройка, то какая..Если семья – это цвет, то какой…Если семья – это музыка, то какая…Если семья – это геометрическая фигура, то какая…Если семья – это название фильма, то какое… Если семья – это настроение, то какое… 


Работа с понятиями и терминами 
Сформулировать определения понятий Гуманизм Толерантность Милосердие Обычай Традиция Уважение Добродетель Порок  2. Отгадать понятие по определению   3. «Водоворот идей» 


Работа с высказываниями 
Сформулировать основную мысль, проблему Высказать своё мнение по поводу высказывания Поставить вопросы к высказыванию Перефразировать высказывание Подобрать высказывания, близкие по смыслу Вставить пропущенное слово Написать мини-сочинение 


ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО 
«Мы постоянно восхищаемся всякими редкостями; почему же мы так равнодушны к …….?« Сострадание – есть горе о чужом несчастье,...– есть горе о чужом счастье» "Кто ищет …., к тому оно приходит» "Когда ты явился на свет, ты плакал, а кругом все радовались; сделай же так, чтобы, ……. 


Риски необоснованного использования интерактивных методов: 
Непонимание того, что такое интерактив.

Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.

Бессистемное применение интерактивных методов.

Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).

Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся). 

18.02.2017, 2170 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы