Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Сообщение: «Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»

Подготовила педагог-психолог:

Варлакова Н.В.

Одной из наиболее уязвимых категорий детей, которые часто оказываются невключенными в образовательное поле, являются дети с расстройствами аутистического спектра. Известно, что детский аутизм как феномен проявляется в разнообразных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Это неоднородная группа, куда входят дети  с синдромами Каннера, Аспергера,  собственно РДА, атипичным аутизмом и другими аутоподобными состояниями. Основной симптомокомплекс аутичного поведения составляет триада нарушений:

  • нарушения социального взаимодействия;
  • трудности  взаимной коммуникации;
  • эмоциональная дифицитарность и наличие патологически привычных действий, т.е. стереотипного поведения.

И хотя для детей с аутистическими проявлениями характерны схожие формы нарушений эмоционально-аффективной сферы и формы социального взаимодействия, компенсаторные возможности каждого ребенка индивидуальны и зависят от множества факторов: степени органического поражения ЦНС, тяжести коммуникативного барьера и коррекционно-средовых условий обучения и воспитания ребенка.

        Актуальность данного вопроса обусловлена резким увеличением количества детей с расстройствами эмоционально-аффективной сферы, среди  которых большой процент детей с выраженной патологией. Несмотря на то, что аутизм – достаточно распространенное явление  в современном мире, однако механизмы коррекционной помощи на местах еще недостаточно проработаны,  и семьи, воспитывающие детей с РАС,  часто вынуждены вести самостоятельную самоотверженную борьбу за благополучие ребенка.

        В нашем детском саду мы пытаемся оказать комплексную помощь детям  с РАС. С ним работают: педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-физо, музыкальный руководитель, воспитатель. Коллегиальное сотрудничество специалистов позволяет  составить образовательный маршрут, оптимальный вариант индивидуального развития. Индивидуальная программа сопровождения учитывает возможности ребенка, его особенности, уровень его личностного и познавательного потенциала. Члены психолого-медико-педагогического консилиума разрабатывают  четкий план, схему совместных действий с ребенком и его родителями. Основные задачи, которые стоят перед специалистами, состоят в том, чтобы максимально нивелировать (определять) аутистические проявления, снизить коммуникативный барьер,  расширить сферу взаимодействия ребенка  с окружающими, включить его в игровую и учебную деятельность. Конечная цель – улучшить социальный прогноз и интегрировать ребенка в детский коллектив.

        Работа с ребенком с РАС предполагает постепенное, поэтапное включение  его в образовательную деятельность. Мы выделяем:

  1. Диагностический этап.
  2. Индивидуальная коррекционная работа со специалистами.
  3. Групповая коррекционная работа с воспитателями.

Для успешного сопровождения детей с РАС необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Ведущая роль в данном направлении принадлежит  комплексной диагностике, позволяющей выявить индивидуальные особенности ребенка с РАС, его потенциальные возможности и прогноз развития. Основными методами мы считаем: сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов,  «следящее» и «включенное» наблюдение за поведением ребенка в спонтанной деятельности и при присоединении взрослого к совместной деятельности.

В своей работе мы используем стандартизированные  психологические, нейропсихологические, педагогические методики, которые используются нами только по окончании адаптационного периода, когда ребенок становится  максимально открыт и готов к контакту. У многих детей этот период может затягиваться  до двух месяцев.

В период адаптации мы не предлагаем активного вмешательства.  Мы позволяем ребенку осваивать новое пространство в своем ритме, осторожно  присоединяясь к его стереотипной деятельности.  Итогом диагностического этапа и адаптационного периода становится составление индивидуального образовательного маршрута и реализация комплексного индивидуального образовательного плана для ребенка с РАС, включающего описание направлений, целей, задач, критерии их выполнения.

В настоящее время нашими специалистами активно апробируется адаптированная Программа психокоррекционной  работы с детьми с РАС. При составлении программы мы ориентировались на специфику аффективной патологии.  Основные направления психокоррекционной работы мы видим  в следующем:

- ориентация ребенка на внешний мир, на взаимодействие;

- обучение его простым навыкам контакта;

- коррекция эмоциональных нарушений и аффективных расстройств.

В коррекционной работе психолог стремится не только устранить патологические проявле­ния,  но, и, опираясь на сохранные психические функции,  особен­ности интересов аутичного ребенка, найти возможность его соци­ального развития.
На индивидуальных  коррекционных занятиях с педагогом- психологом происходит:

  • расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире;
  • формирование целенаправленных предметных действий;
  • выстраивание  пространственно-временной структуры занятий;
  • коррекция и развитие коммуникативных навыков, познавательной

деятельности, речи в рамках индивидуальной программы.

Все занятия проводимые психологом четко структурированы, ребенок знает, что придя ко мне в кабинет мы берем «Су-Джок» шарики и выполняем определенные задания с ними. После этого идут упражнения на отработку мелкой моторики. Основная часть занятия варьируется в соответствии с коррекционными потребностями и ресурсами ребенка, состоит из 2-3 упражнений, а в заключение занятия, как ритуал я использую релаксационные упражнения.

На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.

В своей работе я активно использую: Арт-терапевтические методы, Сказкотерапию, Песочную терапию, Цветотерапию, Музыкотерапию. Очень популярен среди детей телесно-ориентированный метод Степ-аэробика.

Нельзя не отметить, что вся работа строится в тесном взаимодействии со всеми специалистами в нашем учреждении и медицинскими специалистами, к которым мы направляем детей, который параллельно проводит медикаментозную коррекцию. 

Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации специальной помощи детям. Родители посещают индивидуальные консультации психолога, проводятся круглые столы, организуются клубы. Все мероприятия направлены на то, чтобы помочь родителям продуктивно взаимодействовать с их ребенком.

        Специалист, рабо­тающий с аутичным ребенком, должен знать об осо­бой ранимости его близких. Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тяжелыми нару­шениями развития. И для этого есть вполне объектив­ные причины. Одна из них заключается в том, что осозна­ние всей тяжести положения ребенка зачастую наступает внезапно. Даже если тревоги существуют, специалисты обычно долгое время их не учитывают, уверяя, что ничего необычного не происходит. Трудности установления контакта, развития взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, кото­рые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем»; часто им сразу предлагают оформить инвалидность.

Более того, семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме РДА, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, на улице и даже в детском учреждении.

Ранимость семьи с аутичным ребенком усиливается в периоды его возрастных кризисов и в те моменты, когда семья проходит определенные критические точки своего развития: поступление ребенка в дошкольное учреждение, в школу, достижение им переходного возраста. Наступле­ние совершеннолетия, вернее, обозначающего его события (получения паспорта, перевода к взрослому врачу и т. п.), порой вызывает у семьи такой же стресс, как и постановка диагноза.

Семьям, воспитывающим детей с РДА  полезно общаться между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт пережива­ния кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочис­ленных бытовых проблем.

 

        Как указывалось ранее, основной целью комплексного сопровождения детей с РАС является расширение жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. Мы стремимся к тому, чтобы особый ребенок получил возможность быть интегрирован в образовательную среду, адекватную его возможностям.

 

Список литературы:


Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. - М., 1998.

Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший школьный возраст. – М., 1999. 

Детский аутизм / Под. Ред. Л.М. Шипициной. – Спт., 2001.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма.— М., 1991.

Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения.— М., 1989.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.— М., 2000.

Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд через призму детского аутизма. – М, 2000.

Шоплер Э., Ланзинд м., Л. Ватерс. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей.- Минск, 1997.

 

29.05.2017, 2155 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы