Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Классный час для подростков: «Я и конфликт».

Педагог-психолог МБОУ «ЦО» Бражнова Н.В.

Конфликт – это нормальное состояние

                                                        общества, в любом обществе всегда,

        во все времена существовали, существуют

  и будут существовать конфликтные ситуации.

В.А.Ядов

Цель: Исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения, а так же осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Задачи:

  • формирование у учащихся представлений о конфликтах и факторах, способствующих их возникновению;
  • развитие способностей, позволяющих избежать  конфликтной ситуации;
  • выявление подростками собственного стиля поведения в конфликтной ситуации;
  • формирование навыков конструктивного общения в среде сверстников.

Ход занятия

1.      Вступительное слово

Ребята, мы сегодня с вами поговорим о конфликтах, попробуем понять, почему конфликты возникают, и как их разрешать.

2.      Упражнение «Ассоциации»

Цель: придумать ассоциацию к слову «конфликт»

Инструкция: Каждый из участников продолжает фразу: конфликт – это______

С чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?

- если конфликт – это мебель, то какая?..

- если конфликт – это посуда, то какая?..

-если это одежда..

3. Беседа на тему, что такое конфликт.

Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт –  столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия.

Конфликтная ситуация - противоречия и разногласия между людьми, создающие трудности при общении.

Как возникают конфликты, вы можете узнать из видео урока «Межличностные конфликты». Запишите, какие конфликты бывают (конструктивные и неконструктивные).  Приведите свои примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликта.

Стадии развития конфликта показаны в видео уроке «Межличностные конфликты», запишите их (возникновение конфликта, осознание конфликта, проявление конфликта, углубление конфликтной ситуации, проявление конфликтного поведения, разрешение противоречий).

Стратегия поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт.

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. Попробуйте определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи данной таблицы.

Проанализируйте стратегии по степени значимости по четырем категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из 4 колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает место (ранг) по категории, цифра5- последнее место (ранг).

Стиль разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше

 всего

Приносит наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость  (Я активно отстаиваю собственную позицию)

 

 

 

 

Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

 

 

 

 

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать)

 

 

 

 

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

 

 

 

 

Сотрудничество

( Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

 

 

 

 

Заполненная таблица дает вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой наиболее комфортен для вас. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать разные стили.

Для закрепления материала можно посмотреть  и проанализировать мультфильмы Смешарики 20серия - Кто первый.  Лунтик и его друзья 149 серия - Мирный путь.

4. Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликтов».

Цель: Актуализация качеств и умений, необходимых для успешного разрешения конфликтов.

Оборудование: Чистые листы по количеству команд (зависит от количества участников).

Инструкция: Ведущий делит участников на команды и проводит мозговой штурм на тему: «Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов».

5. Саморефлексия «Мои возможности».

  1. На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.
  2. В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.
  3. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

Старшеклассники в течение 5 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы.

6. Итог «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И, в заключении, хочется вам сказать, использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

04.09.2020, 61 просмотр.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы