Цель:
Осознание родителями причин поощрения и наказания, осознание чувств своего ребенка и чувств родителя, принятие этих чувств, обучение навыкам выражения этих чувств.
Оборудование и оформление: магнитофон, релаксационные аудиозаписи, картинки с ситуациями поощрений и наказаний, бумага для записей, средства для записей, схемы «я-сообщений» и «ты-сообщений», ситуации наказаний.
Содержание
- попробуем выяснить причины возникновения поощрений, наказаний,
- узнаем, почему мы наказываем и поощряем своих детей,
- познакомимся с альтернативным способом решения проблемы наказания.
Ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то он и папа. К семи годам оказалось, что ребенок никогда не бывал в театре, кино, зоопарке, сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель, и без разговоров ложился спать…
Эта ситуация гротескна, но она имеет место в повседневной жизни. Что сделать, чтобы эта история не повторилась с нами? Обсуждение нашей темы я предлагаю провести не только с позиции взрослого, но и с позиции ребенка. Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Сегодня мы попытаемся попасть в мир детства и взглянуть на проблему поощрений и наказаний глазами ребенка.
Эти наказания были для нас тяжелыми. А за что наказывали вас ваши родители? (на доске пишутся варианты). Варианты проговариваются. Вывод: то есть можно сказать, что нас наказывали за нежелательные действия, неудобное поведение (вывод фиксируется на доске).
А поступили ли родители тогда с вами справедливо, ведь у детей тоже есть свои права и причины поступить тем или иным образом. Давайте возьмем конкретную ситуацию наказания и посмотрим, почему вы – ребенок так поступили. Взять предложенную ситуацию, разобрать причины. Вывод: у нас есть причины поступать тем или иным образом, а родители часто не догадываются об этих причинах.
А может, у родителей тоже были причины такого поведения? Что вы думаете об этом, находясь в роли ребенка? Какие это были причины? Согласны ли вы с тем, что родители могли бы вам эту причину сказать?
Подведем итог нашим размышлениям. Вывод: наказания могут следовать из-за того, что родитель и ребенок не понимают причины поведения друг друга и не говорят об этих причинах.
А за что каждый из нас получил это поощрение? (на доске пишутся варианты). Вывод: таким образом, можно сказать, что это подкрепление желательных действий, удобное поведение.
Переживание каких чувств было ярче: связанных с поощрениями или наказаниями? (ответы родителей).
Вывод: вам ребенку, было приятнее получать поощрения своих поступков.
Существуют две формы обращений к другому человеку.
- «Ты – сообщения» - здесь родитель говорит ребенку, что он недоволен им, выражая это следующими словами: «Ты делаешь это плохо», «Ты никогда не убираешь за собой» и т.п.
Какие чувства вызывает такое обращение? Ребенок думает, что родитель всегда прав, а он (ребенок), всегда не прав.
- «Я - сообщения» - здесь родитель говорит не о том, что ребенок делает не так, а о том, что он при этом чувствует. Схема: «Я чувствую…, потому что…, я хотела бы…» Этот способ помогает сохранить благоприятные взаимоотношения.
Давайте теперь по этой схеме «ты-сообщение» перестроить в «я-сообщение». Возьмем, например, проблему, связанную с проявлением несамостоятельности, которая привела к наказанию. «Шнурки завязывать не можешь, куртку застегивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?» Составляем «я-сообщение».
Событие – завязывание шнурков, реакция – усталость, предпочтительный исход – ребенок сам завязывает шнурки. Полученный результат: «Я так устаю завязывать все время тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты научился делать это самостоятельно». А теперь я вам предлагаю в группах проговорить «я-высказывания» на примере конкретных ситуаций, связанных с детьми вашего возраста.
Раздаются схемы и 3 ситуации: «плохое поведение на уроках», «вернулся поздно домой с прогулки», «не вынес мусорное ведро». Примерные варианты ответов: «Когда учитель проговаривает свои замечания, я огорчаюсь, потому что знаю, что мой сын (дочь) может вести себя на уроке достойно. Я была бы рада, чтобы такое не повторялось». «Я очень волновалась, когда ты поздно вернулся домой и была очень расстроена. Я была бы рада, если бы этого не было». «Когда я вижу, как ты выглядываешь в окно всякий раз, когда тебе надо вынести ведро, я переживаю, что ты зависишь от чужого мнения. Мне очень хотелось бы, чтобы ты выносил мусор тогда, когда тебе это надо, а не тогда, когда во дворе нет твоих знакомых».
Конечно, навыки «я-высказываний» требуют огромной тренировки, но я уверяю, когда вы будете применять их на практике постоянно, вы увидите, как изменятся ваши отношения с ребенком, он тоже научится говорить о своих чувствах, и, наконец, вы будете избегать наказаний.
Приложение 1
«Пожелания нашим родителям о поощрениях и наказаниях»
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|