Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Цель:

Осознание родителями причин поощрения и наказания, осознание чувств своего ребенка и чувств родителя, принятие этих чувств, обучение навыкам выражения этих чувств.

Оборудование и оформление: магнитофон, релаксационные аудиозаписи, картинки с ситуациями поощрений и наказаний, бумага для записей, средства для записей, схемы «я-сообщений» и «ты-сообщений», ситуации наказаний.

 

Содержание

  • Приветствие. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей очередной встрече, тема которой «Поощрения и наказания». Ваши ожидания от встречи. Краткое резюме сказанного.  Сегодня мы с вами:

              - попробуем выяснить причины возникновения поощрений, наказаний,

              - узнаем, почему мы наказываем и поощряем своих детей,

              - познакомимся с альтернативным способом решения проблемы наказания.

  • В начале занятия я хочу рассказать вам новеллу «О мальчике и его папе, которые так и существовали».

Ребенок все время ошибался,  на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то  он и папа. К семи годам оказалось, что ребенок никогда не бывал в театре, кино, зоопарке, сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель, и без разговоров ложился спать…

Эта ситуация гротескна, но она имеет место в повседневной жизни. Что сделать, чтобы эта история не повторилась с нами? Обсуждение нашей темы я предлагаю провести не только с позиции взрослого, но и с позиции ребенка. Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же,  как взрослые, но это величайшее заблуждение. Сегодня мы попытаемся попасть в мир детства и взглянуть на проблему поощрений и наказаний глазами ребенка.

  • Итак, сядьте удобнее, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте себя в возрасте 7-8 лет… и вспомните самое неприятное для себя наказание … как вас наказали родители… что вы тогда чувствовали… теперь откройте глаза. Какое наказание было для вас самым неприятным? Почему? (проговаривается сказанное). Вывод: виды наказаний могут быть разными, но все мы получили от них примерно одинаковые чувства (перечислить чувства родителей).

Эти наказания были для нас тяжелыми. А за что наказывали вас ваши родители? (на доске пишутся варианты). Варианты проговариваются. Вывод: то есть можно сказать, что нас наказывали за нежелательные действия, неудобное поведение (вывод фиксируется на доске).

А поступили ли родители тогда с вами справедливо, ведь у детей тоже есть свои права и причины поступить тем или иным образом. Давайте возьмем конкретную ситуацию наказания и посмотрим, почему вы – ребенок так поступили. Взять предложенную ситуацию, разобрать причины. Вывод: у нас есть причины поступать тем или иным образом, а родители часто не догадываются об этих причинах.

А может, у родителей тоже были причины такого поведения? Что вы думаете об этом, находясь в роли ребенка? Какие это были причины? Согласны ли вы с тем, что родители могли бы вам эту причину сказать?

Подведем итог нашим размышлениям. Вывод: наказания могут следовать из-за того, что родитель и ребенок не понимают причины поведения друг друга и не говорят об этих причинах.

  • А откуда берутся поощрения? Представьте себя ребенком. Можете закрыть глаза. Вспомните самое приятное для вас поощрение… почему оно для вас было приятным? (психолог повторяет услышанное). Вывод: то есть видов поощрений может быть множество, но все мы получаем от них примерно одинаковое чувство.

А за что каждый из нас получил это поощрение? (на доске пишутся варианты). Вывод: таким образом, можно сказать, что это подкрепление желательных действий,  удобное поведение.

Переживание каких чувств было ярче: связанных с поощрениями или наказаниями? (ответы родителей).

 Вывод: вам ребенку, было приятнее  получать поощрения своих поступков.

  • Теперь, я думаю, мы выяснили, как возникают наказания и поощрения, и я вам предлагаю выйти из роли ребенка и вернуться к проблеме наказания. Мы выяснили, что наказания могут возникать, когда родитель не говорит о своем чувстве ребенку. Но другой вопрос, как он сможет сказать об этом.

Существуют две формы обращений к другому человеку.

 - «Ты – сообщения» - здесь родитель говорит ребенку, что он недоволен им,  выражая это следующими словами: «Ты делаешь это плохо», «Ты никогда не убираешь за собой» и т.п.

Какие чувства вызывает такое обращение? Ребенок думает, что родитель всегда прав, а он (ребенок), всегда не прав.

- «Я - сообщения» - здесь родитель говорит не о том, что ребенок делает не так, а о том, что он при этом чувствует. Схема: «Я чувствую…, потому что…, я хотела бы…» Этот способ помогает сохранить благоприятные взаимоотношения.

Давайте теперь по этой схеме «ты-сообщение» перестроить в  «я-сообщение». Возьмем, например, проблему, связанную с проявлением несамостоятельности, которая привела к наказанию. «Шнурки завязывать не можешь, куртку застегивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?» Составляем «я-сообщение».

Событие – завязывание шнурков, реакция – усталость, предпочтительный исход – ребенок сам завязывает шнурки. Полученный результат: «Я так устаю завязывать все время тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты научился делать это самостоятельно». А теперь я вам предлагаю в группах проговорить «я-высказывания» на примере конкретных ситуаций, связанных с детьми вашего возраста.

Раздаются схемы и  3 ситуации: «плохое поведение на уроках», «вернулся поздно домой с прогулки», «не вынес мусорное ведро».  Примерные варианты ответов: «Когда учитель проговаривает свои  замечания, я огорчаюсь, потому что знаю, что мой сын (дочь) может вести себя на уроке достойно. Я была бы рада, чтобы такое не повторялось». «Я очень волновалась, когда ты поздно вернулся домой и была очень расстроена. Я была бы рада, если бы этого не было». «Когда я вижу, как ты выглядываешь в окно всякий раз, когда тебе надо вынести ведро, я переживаю, что ты зависишь от чужого мнения. Мне очень хотелось бы, чтобы ты выносил мусор тогда, когда тебе это надо, а не тогда, когда во дворе нет твоих знакомых».

Конечно, навыки «я-высказываний» требуют огромной тренировки, но я уверяю, когда вы будете применять их на практике постоянно, вы увидите, как изменятся ваши отношения с ребенком, он тоже научится говорить о своих чувствах, и, наконец, вы будете избегать наказаний.

  • В конце нашей встречи мне хочется, чтобы вы вспомнили все то, что мы сегодня пережили и обсудили. Побудьте еще немного ребенком, и давайте попытаемся от имени ребенка составить обращение к родителям о поощрениях и наказаниях. Работа на индивидуальных листах, потом фиксируется на доске, варианты зачитываются (Приложение 1).
  • Рефлексия по плану: что узнали нового, что чувствовали, чему научились.

Приложение 1

«Пожелания нашим родителям  о поощрениях и наказаниях»

  • Больше времени будь со мной.
  • Выслушивай меня до конца.
  • Хочу, чтобы меня понимали!
  • Слушай меня, не забывай свое детство, ведь ты тоже был ребенком.
  • Я бы хотела, чтобы ты чаще со мной говорила по душам, понимала меня.
  • Не наказывайте меня физически.
  • Родители, учитесь слышать своих детей!
  • Любите меня таким, какой я есть, а я буду стараться стать лучше.
  • Прислушайтесь сначала к моему настроению, а потом к своему.
  • Воспринимайте меня такой, какая я есть, со своими плюсами и минусами, не обижайте, любите, цените, заботьтесь обо мне.
  • Поощряйте меня добрым словом, не наказывайте ни словом, ни делом.
  • Не бейте меня и не пугайте, а то я вас буду бояться!
  • Мама, если ты меня наказываешь, то наказывай по справедливости и так, чтобы не было обидно, а самое лучшее поощрение – доброе слово и теплый взгляд.
  • Не отвлекай меня во время игры поручениями.
  • Выслушивай меня внимательно.

Для просмотра скачать Документ

13.08.2020, 582 просмотра.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы