Вандализм в подростковом возрасте, как один из видов поведения, отклоняющегося от правовых и социальных норм, объясняется пубертатными изменениями и общей тенденцией этой возрастной категории к демонстрации девиантного поведения. Несмотря на то, что подобные действия совершают и взрослые люди, подростковый вандализм заслуживает наибольшего внимания, так как именно такие правонарушения очень часто влекут за собой все более серьезные проступки. По результатам зарубежных и отечественных исследований более 50% подростков, совершавших акты вандализма, и в дальнейшем демонстрируют деликвентное поведение.
Воспитательная работа в школе, направленная на формирование уважительного отношения учащихся к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности, является основой предупреждения актов вандализма. Формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения у детей и подростков, снижение конфликтности в школьной среде во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка, как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениям и порче.
Глава «Теоретические аспекты изучения проблемы подросткового вандализма» раскрывает основные понятия проблемы вандализма, причины и мотивы подросткового деструктивного поведения, дает исторический аспект понимания отношения общества к вандализму, описывает психологические особенности подростков, склонных к вандализму.
Противодействию попыткам варварского отношения подростков к памятникам истории и культуры, "местам памяти" содействует потенциал исторического образования - ключевое направление социализации школьников. Эффективность исторического образования обеспечивается при условии формирования в школе целостной системы урочной и внеурочной образовательной деятельности, фокусом которой будет создание педагогических условий для становления гражданина России. В главе "Формирование исторической памяти подростков и молодежи на уроках и во внеурочной деятельности по истории" представлены вызовы современности, характеризующие негативные тенденции в поведении молодежи как социально-возрастной группы, характеристика различных видов памяти (исторической, культурной, коллективной), примерные виды и тематика занятий по истории в урочной и внеурочной деятельности по предупреждению противоправного поведения подростков и молодежи в отношении памятников истории и культуры.
В главе «Профилактика алкоголизма и наркомании в предупреждении подросткового вандализма» предложен цикл тренинговых занятий «Наше здоровье в наших руках». Занятия направлены на овладение детьми знаниями, способами, средствами укрепляющими психическое и физическое здоровье, на повышение потребности применять эти знания в жизни, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей, умению сказать «Нет» на вовлечение в асоциальные формы поведения, употребление алкоголя и наркотиков.
Оптимизация отношений подростков с родителями, учителями и сверстниками, нормализация обстановки в семье и коллективе во многом способствуют снижению агрессии и протеста, выраженном в разрушительных формах поведения. В главе «Профилактика и разрешение конфликтов в подростковой среде» представлена социально-психологическая технология «Картография конфликта», которая может быть использована педагогами для развития конфликтологической компетентности у подростков.
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|