I. Пояснительная записка
1. Актуальность технологии
Центр как социальный институт, играющий важную роль на этапе личностного становления воспитанников, формирует их правовую компетентность, которая становится решающим фактором на пути к правовой личности. Знание норм права способствует подготовке воспитанников к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов помогает им конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали систему правоохранительных органов, судов в РФ, ориентировались в вопросах законопослушного поведения.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, воспитанник соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. У воспитанников происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют воспитанников трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Анализ по правовому образованию воспитанников позволяет констатировать, что уровень их правовых знаний растет, возрастает соотнесение правовых знаний и поведения. Однако анализ правонарушений и преступлений, совершенных воспитанниками учреждения за 2013г.–2014гг., показывает: 10 правонарушений и преступлений было совершено 3 воспитанниками в 2013 году, 3 преступления 3 воспитанниками в 2014 году; на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних находятся 3 воспитанника; в специализированной школе закрытого типа обучались 2 воспитанника (6,8%).
Проблема правового воспитания в Центре остаётся актуальной. В совершаемые преступления все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние. Это не случайно. Именно в этот период (в 14 – 17 лет) активно формируется личность с ее ценностными ориентациями, вырабатывается стратегия поведения воспитанника в социуме. Отмечается «детская» интерпретация тех или иных норм права, которая свидетельствует о том, что правовые знания у воспитанников есть, однако значимость, оценка этих знаний приобретает гипертрофированную форму, особенно в вопросах наказания за нарушение закона, юридической ответственности.
Данная технология направлена на профилактику девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних, ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм, способствует становлению правосознания, побуждающего личность к правомерным
2. Целевая группа
- Воспитанники Центра, в том числе: несовершеннолетние, состоящие на учетах в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- Несовершеннолетние правонарушители и преступники;
- Несовершеннолетние, отбывшие наказание за совершение преступления.
3. Цель
Профилактика девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных: формирование правосознания воспитанника, его правовой культуры.
4. Задачи
1. Повысить эффективность системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения воспитанников.
2. Сформировать правовые знания, правовое самопознание и правовую культуру воспитанников, законопослушное поведение и гражданскую ответственность.
3. Использовать комплекс методологий и приемов, направленных на повышение эффективности правового воспитания.
5. Формы и методы работы
Групповая, индивидуальная формы.
- Беседа,
- сообщение,
- дискуссия,
- круглый стол,
- викторина,
- игровые методы (анализ и решение противоправных ситуаций),
- видеометод (просмотр телепередач правового характера),
- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|