Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста

Современное положение в мире в целом, и в российском обществе в частности, характеризуется тенденциями к чрезмерной индивидуализации, усилению негативного влияния массовой западной культуры, росту конкуренции, социальной напряженности в повседневной жизни, распространению различных вариантов деструктивного конфликтного взаимодействия (агрессии, насилия и пр.). Характерны указанные тенденции и для образовательной среды: фактически постоянно в СМИ упоминаются случаи не просто неконструктивного, но часто крайне жестокого взаимоотношения между учащимися средней, старшей и даже младшей школы. Фактом современного отечественного образовательного пространства в последнее десятилетие стал буллинг - длительное повторяющееся насилие одного человека или группы лиц в отношении другого человека.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и указе президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» отмечается актуальность проблемы профилактики напряженности в межличностных взаимодействиях детей, ксенофобии, агрессивности и травле сверстников, «...создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних». Несмотря на ряд предпринимаемых в этом направлении мер (разработка профильных профилактических программ и пр.), Россия в настоящее время находится в первой десятке развитых стран по распространению буллинга среди подростков в возрасте 11-15 лет. В соответствии с исследованием 207 334 подростков из 39 стран (из них 5174 подростка из России), проведенным в 2010 г. Европейским региональным бюро ВОЗ, в возрасте 11 лет 43 % российских школьников подвергались буллингу, в возрасте 13 лет - 39 %, в возрасте 15 лет - 25 %, что ставит Россию соответственно на 5, 6 и 8-е места по количеству жертв буллинга. По данным исследования, проведенного В.С. Собкиным и М.М. Смысловой, в 2010 среди подростков в Москве и в Риге в опросе, в котором приняло участие 2932 школьника, 60% школьников подвергались буллингу в школьном классе.

За последние десятилетия, прошедшие под знаком виртуальных пространств социализации, число ситуаций живого, непосредственного общения между детьми различных возрастных категорий резко сократилось. Фактически единственным для подавляющего большинства детей в возрасте 7-17 лет пространством социального взаимодействия остается образовательное учреждение и, в частности, коллектив класса. К сожалению, общероссийские образовательные тенденции последних нескольких десятилетий, перенаправившие основные усилия на расширение доли различных индивиуализированных подходов, методов и форм построения учебного и воспитательного процесса, отодвинули на задний план многолетние отечественные, признанные на общемировом уровне традиции коллективного воспитания. На наш взгляд, доказанные возможности первичного коллектива в развитии просоциального поведения его участников и организации конструктивных взаимодействий его членов могут быть использованы в профилактике буллинга среди подростков.

В связи с широким распространением буллинга возникает необходимость научного осмысления данного явления, поиска способов его профилактики с использованием воспитательно-профилактического потенциала коллектива класса.

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях буллинга и его профилактики можно выделить относительно самостоятельные проблемные блоки:

подходы и технологии профилактики конфликтного взаимодействия, видов девиантного поведения, реализующихся в буллинге (А. Бандуры, Л. Берковиц, Е.В. Гребенкина, А. Началджяна, Г.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманова, и др.); психологические и социально-психологические особенности буллинга детей, подростков и юношей, психологические способы его профилактики (О.Л. Глазман, И.С. Кон, О.С. Маркина, В.Р. Петросянц, В.И. Пономарев, В.С. Собкин, Х. Килпатрик (Kilpatrick), Дж. Кук (Cook), Д. Лаинз (Lines), Р. Ломанн (Lohmann), Д. Олвеус (Olweus), К. Ригби (Rigby), Б. Сорнсон (Sornson), Дж. Тэйлор (Taylor), и др);

возможности коллектива в воспитании и перевоспитании детей и подростков (И.П. Иванов, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, и др).

особенности решения проблемы буллинга в школьной среде в исследованиях ученых из Великобритании, Австралии, Канады и Америки (Ch. Sanders, G. Phye, D. Thompson, S. Sharp, T. Arora, P. Smith, C. Cooper, Ch. Rayner, H. Hoel, K. Rigby, P. Peyton, N. Tehrani, K. Conn, D. Espelage, S. Swearer, J. Juvonen, S. Graham, G. Elliott, S. Wessler, R. Compton, T. Jones и др.);

Вместе с тем в научной литературе фактически не представлены систематизированно актуальные для современной социальной ситуации способы и методы педагогической профилактики буллинга среди подростков, не обоснованы подходы к раскрытию потенциала современного коллектива школьников подросткового возраста в профилактике данного негативного явления.

Для просмотра скачать Документ

25.01.2019, 934 просмотра.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы