Программа саморазвития подростка
как методический инструмент деятельности педагога - психолога
М.В. Фокина, кандидат психологических наук
Программа опирается на поиск поведенческих и внутренних (рефлексия, самоанализ) путей преодоления более или менее осознаваемых конкретных проблем поведения и самоотношения подростка. Она предполагает исполнение ребенком понятных, выполнимых, ориентированных на ясную психологическую цель заданий.
Принципы построения программы:
Принцип «гамбургера» - программа начинается и заканчивается легкими упражнениями, обеспечивающими ребенком переживание успеха;
Принцип рефлексии – обязательные вопросы по обсуждению чувств учащегося по поводу упражнений;
Принцип контакта с педагогом – психологом - обязательные встречи примерно раз в неделю.
Программа разрабатывается индивидуально для каждого школьника путем компоновки упражнений, соответствующих его проблеме. Как правило, продолжительность индивидуальной программы составляет от 7 до 14 дней, и подобрать такое количество упражнений можно в течение часа (поскольку речь идет о домашней работе, то на каждый день приходится по одному психологическому упражнению).
Содержание программы
‒ Титульный лист с названием.
‒ Договора педагога – психолога с участником саморазвития.
‒ Памятки к работе над собой.
‒ Листов с заданиями на саморазвитие и рефлексию.
‒ Листы сброшюрованы и целиком отдаются подростку.
Главным акцентом в работе выступают анализ и рефлексия нового социального и эмоционального опыта.
Программа исполняет функцию «поддерживающего внимания» - ее материальная форма (тетрадь с заданиями, написанная специально для данного конкретного человека), по словам детей и подростков, позволяет им чувствовать себя значимыми, заслуживающими внимания.
Предварительная работа.
Комплекс психологических упражнений и заданий подбирается с учетом актуального уровня развития когнитивных и социально – психологических навыков учащегося. Он составляется на основании обязательных составляющих:
‒ формулировку запроса к педагогу – психологу;
‒ определение сути жалоб;
‒ определение цели психологической работы;
‒ первичную диагностику.
Диагностика предполагает
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|