Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Методические рекомендации для учителей "По профилактике школьной травли (Буллинга)

Большинство людей, которые учились в школах, отдыхали длительное время в детских лагерях, жили в интернатных учреждениях сталкивались на своём опыте или на опыте своих друзей и сверстников с тем, что тот или иной ребёнок или подросток становился изгоем в коллективе. К нему плохо относились одни дети, иногда сочувствовали, но не поддерживали другие сверстники, и не очень защищали взрослые. При этом всегда находились причины, почему именно этот ребёнок оказывался в таком положении среди своих сверстников.

Эти причины всегда очень разные: один слишком обидчивый или склонен жаловаться по любому поводу, другой драчливый иди наоборот, не может дать отпор, когда на него нападают, третий плохо одет, неуклюжий или слишком ярко выделяется из общей среды — «белая ворона».

Этот список может быть бесконечным, однако его отличает одно — ребёнок маркируется, как плохой, заслуживающий такого отношения. Нападения, насмешки, третирование часто стано-вятся регулярными, обыденными; постепенно в таких случаях к плохому отношению привыкают все участники этого процесса, как взрослые, так и дети. Реальные переживания ребёнка, который оказывается под прессингом такого отношения, перестают восприниматься окружающими и никого особенно не беспокоят.

Удивительно, что взрослые — как учителя, так и родители, — по крайней мере на первых этапах формирования такой структуры отношений в коллективе, воспринимают её как норму: «дети сами должны разбираться в своих отношениях», «в жизни будет и не такое», «вредно вмешиваться, будет хуже». Ребёнку объясняют, что он должен сам изменить своё поведения, давая понять, что именно он виноват в сложившихся отношениях. 

Последствия таких отношений часто не выявляются, и лишь в ситуациях острых эксцессов — травм, суицидов или нападений на сверстников — расследования показывают длительное существование отношений травли и их реальное значение для детей.

Целенаправленные исследования школьной травли, её распространенности и последствий, а также создание профилактических программ и мер по прекращению буллинга в школах от-носится к 80–90-м годам двадцатого века. Академические исследования школьной травли (буллинга) во многом были связаны с проблемой насилия в обществе и выявили тяжёлые как актуальные, так и отдаленные последствия буллинга для ребёнка, который подвергался травле,
класса, в котором сложились такие отношения, всего детского коллектива учебного заведения, в котором формируется небезопасная обстановка, и общества в целом. Первое наиболее известное исследование было проведено в Норвегии Д. Олвеусом (Olweus, 1983), в нём участвовали 85 % норвежских школ, 130 000 школьников 8–16 лет (четверть всех школьников Норвегии). Впоследствии аналогичные исследования были проведены в Швеции, Финляндии, США, Англии, Испании, Японии, Нидерландах и Австралии. Все эти исследования показали, что от 15 до 25 % всех детей были участниками буллинга в школе (некоторые исследования, например, в Литве показали цифры до 45 % школьников (Craig et al., 2009; Zaborskis et al., 2005 — цит. по А.А.Бочавер, К. Д. Хломов).

Эти исследования также выявили, что взрослые — родители, учителя— часто не обращают внимание и недооценивают влияние буллинга на детей и учебный процесс. Российские исследования (А. А. Бочавер, А. В. Жилинская, К. Д. Хломов, 2015) показали наличие большого разрыва между представлением учителей о возможностях вмешательства при столкновении с буллингом и реальным и зачастую игнорирующим поведением учителей при столкновении с травлей в реальной жизни.

В целом, выводы всех исследователей и результаты реализованных программ по профилактике и преодолению буллинга говорят о том, что травля в школе — распространённое явление, влекущее за собой последствия, которые влияют на многие сферы жизни, и что проблемы буллинга не могут быть решены исключительно помощью пострадавшему ребёнку или наказанием нападающих. Травля в школе — это системная проблема, и как всякая системная проблема — требует изменения позиции всех сторон в учебном заведении: администрации школы, учителей, родителей, детей, которые могут влиять на сложившиеся отношения в классе.

Для просмотра скачать Документ

12.10.2020, 625 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы