Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Актуальные вопросы профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста

Савельева С.В.,  Васильева Л.В., учителя-дефектологи

МБДОУг. Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141

 «Лукоморье»

Проблема нарушения зрения у детей существует давно, но сейчас положение стало настолько тревожным, что не говорить об этом во всеуслышание уже нельзя. Наступила эра информационных технологий. Еще 15 лет назад все свободное время дети проводили на улице в подвижных играх и общении со сверстниками. При этом взгляд устремлялся вдаль, следил за движением. Аккомодационный аппарат находился в динамическом равновесии. Современные дети проводят за компьютерными играми и общением по интернету, по некоторым данным, от 20 до 60% свободного времени. Часами взор остается прикованным к монитору. Особенно «продвинутые» родители поощряют даже своих двух – трехлетних чад к освоению компьютера или смартфона. Появился даже специальный термин – «близкофокусный» мир. Длительная фокусировка взгляда на экране обеспечивается напряженной работой глаз. Офтальмологи – педиатры полагают, что нагрузка, которой в условиях «близкофокусного» мира подвергается еще незрелый аккомодационный аппарат ребенка, в большей степени, чем наследственность, обусловливает развитие миопии. В подтверждение сказанному, по данным Минздрава РФ, число близоруких первоклашек за последние 30 лет возросло вдвое: с 2,1% до 4-4,5%. Среди учащихся старших классов частота встречаемости миопии достигает 20-25%.

Одним из требований ФГОС ДО при организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является соблюдение принципа здоровьесбережения, неотъемлемой частью которого предполагается строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных профилактикой зрительных нарушений.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- чередование  занятий  детей с отдыхом;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна;

- применение в образовательном процессе ДОУ «здоровьесберегающих      технологий»;

- просветительская работа с родителями  по  профилактике нарушения зрения.

Одна из традиционных «здоровьесберегающих   технологий» – гимнастика для глаз (ГДГ) крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением, как с целью профилактики близорукости, так и с целью предупреждения прогрессирования зрительной патологии у детей.

Цель зрительной  гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. В процессе ГДГ улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Глазное яблоко приводится в движение шестью глазодвигательными мышцами прямыми и косыми. В соответствии с этим офтальмологи рекомендуют в любую зрительную гимнастику включать движения глаз в следующих направлениях:

Упражнения для тренировки зрения:

Движения глазными яблоками вверх – вниз.

Движения глазными яблоками вправо – влево.

Движения по диагонали (лево верх – право низ, право верх – лево низ).

Вращения.

Моргание.

Фиксация взгляда на кончике носа.

 Фиксация взгляда на пальце движущейся руки.

 Зажмуривание.

 

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики

1.Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой) – это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2.Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3.Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

 - сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким  и равномерным

- сосредоточить всё внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, зевнуть и часто поморгать.

 

Варианты использования зрительной гимнастики

  • Комплексы со стихами.
  • Комплексы с опорой на схему.

Традиционные гимнастики для глаз. Традиционные гимнастики для глаз разрабатывались преимущественно врачами офтальмологами (Демирчогляном  Г.Г, Аветисовым Э. С. и др.).

  • «Метка на стекле» – эффективное  упражнение для тренировки аккомодации

Это упражнение следует выполнять в очках или линзах, если таковые имеются.  На оконное стекло на уровня глаз детей прикрепляют цветную метку, размером 3-5мм (в оригинале). Мы для дошкольников увеличиваем размер метки до 1см. и делаем её красного цвета. Ребенок сначала должен зафиксировать  взгляд на метке на 1-2 секунды, затем переводит взгляд на какой-либо удаленный объект, который проходит через эту метку на такое же время. Это  упражнение выполняется взрослыми на протяжении семи минут, а детьми дошкольного возраста – время до пяти минут. Упражнение следует повторять как для обоих глаз, так и для каждого по отдельности.

  • ГДГ со схемой, предложенной автором су–джок терапии Паком Чже Ву. Эта гимнастика проводится следующим образом: перед ребёнком на подставке располагается схема со стрелками; ребёнок начинает по команде взрослого начинает прослеживать глазами по стрелкам: «верх– низ» – 4раза; «лево – право» – 4раза; «лево верх – право низ» – 4раза; «право – верх – лево низ» – 4раза. По мере освоения дети самостоятельно выполняют движения глазами по данной схеме.

 

  • Варианты гдг по методике Базарного:
    • Гимнастика для глаз с сигнальными метками.
    • Гимнастика для глаз с настенными и потолочными офтальмотренажерами.
    • Гимнастика для глаз с предметами, с индивидуальными зрительными тренажерами.
  • Электронная зрительная гимнастика.

 Следующие  гимнастики для глаз, основаны на авторской методике профессора мед наук Базарного В.Ф., созданной им для профилактики миопии у школьников, которая впоследствии была модифицирована  педагогами для дошкольных учреждений.

 

В методике доктора Базарного учтены все негативные моменты, связанные с физиологическими особенностями зрения у дошкольников. Так Базарный предлагает несколько приемов, способствующих расширению зрительно- пространственной активности в режиме дня дошкольника.

Основные положения методики В.Ф.Базарного.

1. Технология режим смены динамических поз или вертикализация позы предлагает при проведении занятия периодическую смену позы с «сидя на «стоя». За столами – сидя, с конторкой стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, если дети стоят, ходят по массажным коврикам с нашитыми пуговицами, в носочках. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

2. Технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов, которая заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала.

Когда во время НОД требуется деятельность с сюжетными или мелкими предметными картинками другим наглядным или демонстрационным материалом, педагог отходит на максимально видимое удаление (до 6-7метров) и убеждается, что каждый ребенок различает предъявляемые изображения. Если кто - то из детей говорит «я плохо вижу» воспитатель делает шаг вперед, при этом  материал держит высоко, так, что дети должны тянуться вверх и вдаль, выпрямив спины и вытянув шеи.

Следующая особенность проведения занятий в режиме «зрительных горизонтов» –  размер предъявляемого зрительного материала. Размер самых мелких объектов по высоте должен быть не менее 1см, размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3см.

Режим подвижных объектов предполагает плавное передвижение воспитателя во время демонстрации картинки вдоль доски, что дает  дополнительную активность для всех групп глазных мышц у детей.

3. Сенсорно-координаторные тренажеры которые работают на основе меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов.

В четырех верхних углах, на потолке, под потолком, размещаются зрительные сигнальные метки: ими могут служить цветовые пятна, электрические фонари разных цветов, силуэтные изображения, геометрические фигуры, цифры, буквы, игрушки или красочные картинки, образно – сюжетные, предметные. Это сцены из сказок, герои произведений, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных, зверей. Все вместе картинки могут составлять единый сюжет или тему, соответствующую теме занятия. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа А4.

Дети, находясь в свободном стоянии, начинают по команде воспитателя показывать рукой и фиксировать взгляд на объекте (время фиксации 2-3сек.) В процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой глазами и туловищем. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

4. Зрительно-координаторные тренажеры - на основе опорных зрительно-двигательных траекторий. На потолке или на стене размещается  офтальмологический тренажер - так называемая схема универсальных символов («СУС»). При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний ярко – голубой, крест светло – коричневый, восьмёрка – зелёным цветом. Есть несколько режимов выполнения данного тренажа. Самый идеальный вариант – стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку или в сопровождении словесного текста, дети поочередно обводят указанием руки траектории с одновременным слежением за ним глазами, туловищем, руками.

Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности - проведение физкультминуток для глаз с помощью так называемого «кормысла» на котором развешиваются мелкие сюжетные, предметные картинки или игрушки (размер изображения не более 3-5см), карточки с буквами, цифрами (размер букв 1см) и.т.д.

По просьбе воспитателя дети встают (обязательно!) и начинают отыскивать глазами местоположение той или иной картинки. Например: воспитатель загадывает загадку, а дети должны найти картинку - отгадку.

Базарный В.Ф. рекомендует и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Это игра называется «Весёлые человечки». На карточках, которые показывает воспитатель, схематично изображены человечки, выполняющие разные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

Еще один оригинальный тренажер, предложенный Базарным В.Ф., «Пирамидки». Дети  рассматривают пирамидки с удаленного расстояния и выполняют задания: «Найди глазами две одинаковые пирамидки. Сосчитай сколько во всех пирамидках колец красных, зелёных и т д. Сколько всего колец во всех пирамидках? Сколько всего колпачков? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

Следующий тренажер – «Тарелки с разноцветными кружками». Задания: найди  две одинаковые тарелки,  найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется».

Офтальмотренажер «Коврик». Задания: «Составить узор по своему замыслу» (каждый ребенок закрепляет только одну деталь на коврике). После этого воспитатель спрашивает «Сколько всего фигур на коврике? Найдите глазами все круги, овалы» и т.д.

В своей работе мы используем модифицированные зрительно-координаторные схемы-тренажёры, так называемые зрительно – двигательные траектории или просто «бродилки» потолочные и настенные в том числе разработанные и придуманные самостоятельно. Настенные тренажеры размещаются напротив лица и выше уровня глаз детей. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломанные, сплошные, прерывистые, спиральные. Толщина линий прмерно1см.

Упражнения заключаются по очерёдном обведении длинной указкой, на конце которой может быть бабочка, солнышко, машина, птичка и т.д, лазерным лучиком, с одновременным слежением за ним глазами либо просто самостоятельном слежении детьми  глазами по линиям тренажера.

Другой вариант, когда обводятся траектории «Носом – карандашом», и при этом выполняется движение головой и шеей. Тренажеры могут располагаться и на дверях. Упражнения с данными тренажёрами чаще используются после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. они прекрасно снимают напряжение, расслабляют, снимают психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость, развивают зрительно – ручную координацию.

Гимнастику для глаз можно проводить и с предметами и индивидуальными офтальмотренажерами. Ими могут служить яркие игрушки, куклы пальчикового театра или колпачки, лопатки с картинками по лексическим темам, тренажеры на трубочке  «Весёлые жучки», «Цветные ленты». Использование таких тренажеров позволяет упражнять детей сосредоточению взора на движущимся предмете при неподвижной голове («Наша куколка спешит к носу и от носа»).

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физкультминутка, создаваемая с помощью программы POWER POINT. Дети слушают музыку и следят за движением объектов глазами.

Её можно использовать в качестве физкультминутки для глаз во время непосредственно образовательной деятельности в ДОУ, на уроках в начальных классах и дома.

Таким образом система профилактики нарушения зрения у детей включает в себя:

1. Вместо традиционной сидячей позы – режим динамических поз.

2. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, поиск необходимой информации на большом расстоянии.

3. Система индивидуальных и коллективных офтальмотренажеров повышающих активность различных органов чувств детей, заставляющих их быть всё время в действии.

 Для просмотра скачать Документ

06.12.2019, 1413 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы