Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Мини-музей в детском саду.

Мини-музей в детском саду.

 

     Меня зовут Потапова Елена Владимировна. Я работаю в детском саду № 1. Каждый день к моему  детскому саду стекаются ручейки: светловолосые и рыжие, с голубыми глазами и кареглазые, с косичками, кудряшками, в ботиночках, в пальто в сад спешат малыши. И превращается мой детский сад в корабль: один берег - улица К.Маркса, другой – улица Гоголя, а впереди – море открытий, света и радости. Сколько лет плывет этот корабль по жизни? Скольких пассажиров перевез он из гавани «Дошкольное детство» в гавань «Школа»? Кто был капитаном корабля в прежние годы? Дружной ли была команда?

     Кто знает, нашлись бы ответы на эти и другие вопросы, если бы не одна находка. В жизни все начинается с малого, всему дает начало случай. Так вышло и с нашим детсадовским мини музеем.

     Однажды, перебирая архивные документы (порядок должен быль во всем!), я наткнулась на старую и крайне потрепанную папку. Природное женское любопытство взяло верх, уборка была прервана, папка раскрыта. То, что я нашла в старой папке, заставило меня задохнуться от удивления, восхищения и риторических вопросов типа: «Как это сохранилось до наших дней?» В папке лежали заявления сотрудников, книги приказов, фотографии, распоряжения руководителя, направления сторонних организаций 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов! Что-то при прочтении вызывало удивление, умиление, восторг, от некоторых строк наворачивались слезы…  А главное – это мой детский сад! Именно в этой  папке можно найти ответы на все поставленные вопросы!

          Многие документы были непонятны, по многим возникали нестыковки. Было принято решение обратиться в архивы города. Уже на том этапе возникла идея расширить имеющийся в детском саду мини музей новым залом – «История детского сада № 1». Архивные документы помогли разобраться в нюансах, связать воедино все нити. И вот, в декабре 2016 года открыт новый зал нашего мини музея.

         Сейчас ни для кого не секрет, что музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
         Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста в рамках музейной педагогики является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает исторические факты, овладевает новыми знаниями, приобретает социальный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического периода, а значит, преобразовывать и усваивать накопленные историко-культурные ценности.

         Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми нашего детского сада стало создание мини-музея, состоящего из нескольких залов: «Русская изба», «Хлеб - всему голова», «Знаменитые люди родного края» и открытый 26.12.2016 года зал «История детского сада № 1» . Мини-музей позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников.     Создание мини-музея  в дошкольном учреждении имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску: ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Выставки можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, уносить в группу. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и близкие ему люди (семья). Поскольку создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

          Экспонаты используются для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора как в мини музее, так и в группе, куда можно вынести любой из экспонатов.
           Задачей нашего мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
         Вся работа в нашем мини музее строится по общепринятым принципам:
- Наглядность. При подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал. В наших залах собраны рисунки, фотографии, игрушки, предметы быта доступные для понимания дошкольников.
- Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды мы уделяем  учету возрастных особенностей дошкольников.
- Активность детей в усвоении музейного наследия. Дети по своему вкусу могут разместить предметы экспозиции, организовывать выставки в соответствии с лексическими темами (недельно-тематическим планированием) учреждения. Из экспонатов музея могут быть сформированы руками воспитанников мини выставки в группе. В роли экскурсоводов могут выступать старшие дошкольники, проводя небольшие экскурсии для малышей.
         Основные задачи, которые мы ставим перед собой, работая в рамках музейной педагогики:

- Ознакомление воспитанников с окружающим миром. Знакомство с детским садом (профессиями взрослых работников учреждения), знакомство с улицей, на которой стоит детский сад, с прилегающими улицами, знакомство с родным городом Курганом, с Курганской областью, частью которой является Курган, с Уральским Федеральным округом и городами-соседями (Челябинск, Екатеринбург, Тюмень), с нашей огромной Родиной в целом.  Принцип «матрешки» позволяет систематизировать знания детей о родном крае и способствует их полному усвоению.

- Формирование у детей представлений о цивилизации, истории, прошлом ближайшего окружения. Детям предлагается пофантазировать и нарисовать, например, первое деревянное здание нашего детского сада, построить детский сад из деревянного напольного конструктора, рассмотреть игрушки, которыми дети играли много лет назад, накрыть чайный стол из предметов посуды прошлых лет, поиграть в старые дворовые игры родителей, прочесть (для старших дошкольников) стихи из старых книг и убедиться, что мы читаем и любим те же стихи.

- Ознакомление с различными предметами старины. Популярным в саду стал «День с предметом старины». В такие дни дети пытаются использовать любой экспонат музея по назначению и нет. Старинный платок в такой день может стать накидкой, скатертью, пеленкой для пупса, дамской сумочкой, покрывалом, шторой и многим другим.

6.дать представление о времени (прошлое, настоящее, будущее). Здесь педагогу на помощь приходит системный оператор (кто знаком с теорией ТРИЗ, сразу поймет насколько это удобно!). Заполняя поля оператора, ребенок отчетливо понимает что было «до» и что будет «после».
- Формирование желания включаться в поисковую деятельность (без прошлого нет настоящего и будущего). Задания расспросить бабушек и дедушек о том, как они ходили в садик, во что они играли, какие блюда любили, какую одежду носили, как обходились без мобильного телефона, планшета, компьютера, игровой приставки, вызывают у детей желание иллюстрировать рассказ, показать семейную реликвию, представить раритет своим друзьям и педагогам. Силами родителей происходит постоянное пополнение мини музея.

-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

         Экспонатами в нашем мини-музее являются настоящие предметы старины Кургана и Курганской области, книги, фотографии, альбомы, коллекции посуды, значков, документы прошлых лет. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями (макеты, предметы для украшения интерьера). Сейчас добавились документы, фотографии, о прошлом детского сада, предметы, игрушки, костюмы, верой и правдой служившие педагогам и детям сада в период с 1934 года. Формируя экспозиции совместно с педагогами, дошкольники выявляют причинно-следственные связи, что помогает окунуться в прошлое и обогатить личный социальный опыт.


     Формы работы с экспозициями мини-музея мы определили следующие:
- экскурсии (небольшой рассказ расцвеченный картинками, фотографиями, игрушками, предметами старины)

- квесты (замечательные и увлекательные прохождения этапов для достижения условленной в самом начале цели). В нашем музее разработаны квесты: «День рождения детского сада», «История маленькой игрушки», «Непонятная игра», «Путешествие в прошлое».
- образовательная деятельность с элементами игры. Это непосредственная образовательная деятельность с детьми по лексической теме в мини музее с использованием экспонатов: тема «Посуда» - старинный набор столовой или чайной посуды, тема «Игрушки» - игрушки прошлых лет, тема «Одежда» - предметы одежды из бабушкиного старинного сундука.
- творческие задания. Это поиск информации по заданной теме совместно с родителями. Здесь возможна прогулка по городу, поход в библиотеку, расспросы старшего поколения. Итогом может быть рисунок, альбом, книжка-малышка, набор картинок или фотографий.

     Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, найти новые формы работы с детьми и их родителями.

     Мини музей детского сада —  это результат общения, творчества, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

     Пусть и дальше, принимая на борт в гавани «Дошкольное детство» новых пассажиров, плывет по водам времени наш детский сад – корабль: один берег - улица К.Маркса, другой – улица Гоголя, а впереди – море открытий, света и радости!

 

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 1» города Кургана Потапова Е.В.

03.07.2017, 298 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы