Авторское пособие «Развивай-ка»
Автор: Менщикова Людмила Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУг. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка»
Аннотация
Многофункциональное игровое пособие «Развивай-ка» используется для самостоятельной, групповой, индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Игровое пособие состоит из игрового поля, разделенного на две части. На левой части поля расположены цифры на геометрических фигурах различных форм и цветов. На правой части – буквы, также на геометрических фигурах различных форм и цветов.
Цель:
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Формировать элементарные навыки чтения.
Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке. Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенной формы и цвета.
Развивать меткость, глазомер, координацию движений, внимание, мышление; упражнять в прыжках.
Формировать умение взаимодействовать и сотрудничать со взрослым и сверстниками.
Варианты игры
«Посчитай, не ошибись» - прыжки на одной ноге. Используется левая часть поля.
Ребёнку даётся задание попрыгать на одной ноге от начала поля до его конца, наступая последовательно
- на цифры от 0 до 10;
- на цифры от 10 до 0;
- на цифры, обозначающие числа
- от 1 до 20;
- от 20 до 1;
- только на цифры, обозначающие чётные числа;
- только на цифры, обозначающие нечётные числа;
- наступая последовательно на цифру, расположенную на фигуре определённой формы и цвета.
«Ловкий математик» - прыжки на двух ногах. Используется левая часть поля.
Ребёнку даётся задание
- подобрать число, состоящее из двух меньших чисел. Например, 5.
Ребёнок должен прыгнуть так, чтобы закрыть стопами сразу две цифры, дающие в сумме число 5 – 1 и 4; 5 и 0; 2 и 3.
- найти число, например, состоящее из одного десятка и восьми единиц – 18 и т.д.
Ребёнок должен прыгнуть так, чтобы закрыть стопами сразу две цифры, обозначающие числа 18, 20, например – 1 и 8; 2 и 0.
«Мяч – математик» - с мячом.
Играют двое детей. Ведущий даёт задание набрать число, например 8, состоящее из двух меньших чисел. Первый ребёнок отбивает мяч об пол второму ребёнку так – чтобы попасть на цифру, например, 2. Второй ребёнок возвращает мяч первому, стараясь попасть на цифру 6, и т.д.
«Кто быстрее» - используется всё поле.
Играют двое детей - первый ребёнок – на поле цифр, второй – на поле букв. Ведущий даёт задание допрыгать на одной или двух ногах от начала поля до его конца, наступая только на четырёхугольные фигуры.
Побеждает тот, кто первым и правильно выполнит задание.
«Найди дорожку» - используется всё поле.
Ребёнку даётся задание допрыгать до конца поля, наступая только на округлые фигуры.
«Посылка» - используется всё поле.
Ребёнку даётся задание
- найти фигуру или букву по адресу.… Дай характеристику фигуре, звуку. Например – второй ряд, второй столбец;
- найти фигуру или букву по адресу.… Назови другие фигуры или буквы, которые её окружают справа, слева, сверху, снизу;
- найти фигуру или букву по адресу…. Определи, какая фигура, буква находится на 2, 3, 5,… клетки выше, ниже, правее, левее.
«Я читаю» - используется правая часть поля.
Ребёнку даётся задание попрыгать по буквам так, чтобы получилось слово, например, «окно».
«Будь внимательным» - используется правая часть поля.
Ребёнку даётся задание прошагать от начала поля до его конца, наступая последовательно
- на букву, расположенную на фигуре определённой формы и цвета;
- на согласные в словах, например, «душ», «кнопка» и т.д.;
- на гласные в словах, например, «Люба», «душ» и т.д.
Примечание – составлять слова-задания следует так, чтобы буквы находились ближайшем окружении.
«Ходилка» - используется всё поле.
В этой игре необходим кубик, как в настольной игре. Поставьте фишки на «Старт». Дети ходят по очереди. В свой ход ребёнок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
Ребёнок выполняет задания
- хлопнуть, например, 5 раз;
- назвать предмет такой же формы или цвета;
- назвать слово на заданный звук;
- охарактеризовать звук.
Побеждает тот, чья фишка первой дойдет до «Финиша». Игра ведется, пока ее не закончит предпоследний игрок.
Во всех вышеприведённых играх можно использовать мяч, фишки-пробки. Ребёнок не прыгает на определённый сектор, а отбивает мяч, ставит фишку. Изучив пособие подробнее, можно придумывать новые варианты игры.