Авторское пособие «Многофункциональное игровое пособие «Парашют»
Автор: Менщикова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ г. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка» Чернышева Наталья Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУг. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка»
Цель: использовать нетрадиционное многофункциональное пособие «парашют» для организации игры, для определения зоны действия (ограничение, обозначение пространства), наглядности, закрепление программных задач в самостоятельной деятельности.
Сегодня вашему вниманию предлагаем уже известное нам нетрадиционное пособие «парашют», которое используется как многофункциональное пособие на физкультурных занятиях, на спортивных праздниках, развлечениях, во время прогулок на участках детского сада. С «парашютом» можно выполнять упражнения по коррекции осанки, упражнения по развитию мелкой моторики рук, упражнения по развитию дыхательной мускулатуры, упражнения на релаксацию, упражнения на охрану зрения, а так же можно использовать в учебно-воспитательном процессе для решения программных задач.
Данное пособие даёт возможность эффективно организовать педагогический процесс и позволяет успешно решать задачи дидактического, оздоровительного и развивающего характера:
- формирование двигательных навыков в основных видах движений и развитие физических качеств;
- предупреждение нарушений опорно-двигательного характера;
- воспитание положительных нравственно-волевых черт личности: активности, самостоятельности, организованности;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх, развлечениях, занятиях.
Эти задачи можно решить, используя нетрадиционное спортивное оборудование «парашют» в разных возрастных группах.
Возрастная группа |
Образовательные задачи |
Оздоровительные задачи |
Воспитательные задачи |
Младшая группа |
Познакомить с «парашютом»; учить выполнять элементарные упражнения и движения с парашютом. |
Способствовать формированию правильной осанки. |
Воспитывать умение слушать и выполнять указания взрослого; обогащать положительными эмоциями. |
Средняя группа |
Учить выполнять упражнения с парашютом в движении. |
Развивать и укреплять мышечную систему; развивать мелкую мускулатуру рук; способствовать развитию ловкости. |
Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения. |
Старшая группа |
Учить согласовывать свои действия с действиями партнёров. |
Укреплять дыхательную мускулатуру; способствовать развитию подвижности грудной клетки; развивать силу рук и плечевого пояса. |
Воспитанность, самостоятельность, дружеские взаимоотношения. |
Подготовительная группа |
Совершенствовать двигательные навыки с парашютом, разнообразить упражнения. |
Способствовать развитию и укреплению сердечнососудистой системы; развивать выносливость. |
Воспитывать активность, умение взаимодействовать друг с другом; развивать творческие способности детей.
|
Использование многофункционального нетрадиционного пособия «парашют» позволяет реализовать следующие воспитательные задачи:
- эстетическое воспитание: чувство цвета, ритма, светотени, чувство прекрасного, эстетический вкус;
- эмоциональное воспитание: чувство юмора, чувство удовлетворения, чувство удивления;
- трудовое воспитание: желание трудиться сообща, воспитание навыков самостоятельной работы, планирование;
- нравственное воспитание: самооценка, требовательность, ответственность, взаимопомощь, самостоятельность, чувств дружбы, товарищества, помощь, сопереживание, сочувствие, уважительное отношение к собеседнику, уважение к людям, доброжелательность и.т.д.
Изготовление «парашюта».
Парашют состоит из 8 – 12 клиньев разного цвета болоньевой, подкладочной или другой лёгкой ткани. По краю окружности вшит жесткий шнур, каждый цветовой клин имеет ручку, за которую удобно держаться двумя руками. Для детей старшего дошкольного возраста диаметр «парашюта» – 3 – 4 – метра (используются основные цвета и его оттенки), для детей младшего и среднего дошкольного возраста диаметр «парашюта» 2 – 2,5 – метра.
Комплекс упражнений с «парашютом» под музыку (для детей старшей, подготовительной группы) (муз. Шаинского)
1. И.п. – ноги вместе, «парашют» внизу;
1 – правая нога назад на носок, «парашют» вверх;
2 – и.п.;
3 – 4 – то же с левой ноги.
2. И.п. – о.с., «парашют» внизу;
1 – повернуться вправо, руки вперёд (крепко держать «парашют»);
2 – и.п.;
3 – 4 – то же влево.
3. И.п. – сидя на пятках, «парашют» на полу;
1 – встать на колени, «парашют» вверх;
2 – и.п.;
3 – 4 – то же.
4. И.п. – лёжа на животе, «парашют» держать прямыми руками;
1 – прогнуться, поднять «парашют», посмотреть вперёд (ноги от пола не отрывать);
2 – и.п.;
3 – 4 – то же.
5. И.п. – лёжа на спине, «парашют» держать прямыми руками;
1 – 2 – поднять ноги, коснуться носками ног «парашюта» за головой;
3 – 4 – и.п.
6. И.п. – о.с., «парашют» держать прямыми руками внизу;
1 – 2 – присесть, правая нога вперёд, «парашют» вперёд;
3 – 4 – и.п.
7. И.п. – о.с., «парашют» держать прямыми руками внизу;
1– 8 – галопом вправо; то же в другую сторону.
8. И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком;
1 – 3 – произвольно дуть под «парашют»;
4 – и.п.
Варианты игр:
1. « Море волнуется»
Описание игры:
Дети держат концы «парашюта» за петельки, встав вокруг него таким образом, что каждому достается сектор определенного цвета. Педагог выбирает два не расположенных рядом цвета и называет их. Ребята, резко вскинув руки, поднимают «парашют» вверх, образуя купол, а дети, стоявшие у секторов названного цвета, быстро пробегают под ним. Так воспитатель называет все цвета. Главное - внимательно слушать и быстро реагировать!
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
(Красная) рыбка плыви.
2. «Парашют»
Парашют лежит на полу.
По сигналу взрослого (например, «синий - один», «красный - три») ребенок, стоявший у сектора названного цвета, должен пробежать вокруг облака соответствующее количество раз и занять свое место.
3. «Карусели».
Цели: формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать эмоциональную сферу и чувство сопричастности общему делу.
Описание игры. Дошкольники вместе с воспитателем расстилают парашют на полу, растягивают его по всей окружности. Каждый ребенок берется одной рукой за середину цветного сектора (парашют состоит из 8 или 12 разноцветных секторов).
Дети вместе с воспитателем двигаются по кругу и произносят слова:
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом, Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз, два, раз, два — Повернулась детвора. |
Дети сначала двигаются медленно, затем темп нарастает и переходит в бег. Дети постепенно останавливаются, делают поворот и берутся другой рукой за парашют. Направление движения меняется.
|
После нескольких повторов (4 раза) в конце произносятся слова «Вот и кончилась игра», и игра заканчивается.
4. Игра «Парашют»
Цель игры: учить детей согласовывать свои желания, решения, действия с действиями других людей, понимать друг друга, передавать свои чувства движением, мимикой, взглядом, закреплять навыки ориентирования в пространстве и представления о планетах Солнечной системы, вырабатывать навыки работы в команде.
Оборудование: большой лоскут ткани (парашют), состоящий из 4 секторов разного цвета с отверстием посередине, и маленький мячик (его размер должен быть чуть меньше отверстия в ткани). Количество играющих: от 12 до 30 детей и взрослых.
1 - й вариант (голландский)
Каждый ребенок держится за край парашюта, на который кладется мячик. Совместными усилиями дети выполняют ряд заданий:
• прокатить мяч по большому кругу;
• прокатить мяч по малому кругу;
• прокатить мяч в направлении слева направо по желтому (синему, красному, зеленому) сектору, не попадая в центр;
• пока катится мяч, ответить на вопрос, вспомнить песню, стихотворение и т. п. (Все задания такого типа придумывают сами дети.)
2-й вариант (Марины Волковой).
На обратной стороне уже описанного выше парашюта изображаются планеты Солнечной системы, Млечный путь, кометы. Нужны также карточки, на одной стороне которых изображены планеты, а на другой — их порядковый номер. Правила игры:
Дети катают мячик по «небесному» куполу, выполняя задания, придуманные взрослыми и детьми - участниками игры:
• долететь до планеты Земля (Марс, Сатурн и т. д.) - совместными усилиями участники игры должны докатить мячик до названных планет;
• долететь до самой большой (маленькой, холодной, горячей) планеты;
• найти на парашюте планету, которую ведущий показывает на карточке, и назвать ее;
• отправиться в путешествие по Млечному пути;
• долететь до Солнца, минуя планеты, которые назовет один из участников;
• указать с помощью мячика планету, на которой есть жизнь;
• прокатить мячик с закрытыми глазами, остановиться, открыть глаза и назвать номер орбиты планеты, на которую попал мячик;
• добраться до планеты, на которую указывает один из участников игры, и т. п.
5. «Воздушные шары и пленка»
Надутые шарики положите на пленку, которую дети крепко держат за концы. По команде дети начинают осторожно поднимать и опускать пленку, добиваясь, чтобы шарики подлетели как можно выше. В этой игре дети учатся координировать свои движения с движениями остальных.
6. «Перебрось предмет»
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда держит простынку, крепко натягивая её по краям. Игра заключается в том, чтобы ловко двигая простыни вверх-вниз, подбрасывать лежащие на них предметы, и перебрасывать их от одной команды к другой.
7. «Найди свой цвет»
«Парашют» расстелен на полу. Дети выбирают цветные карточки. Задание: быстрее найти свой цвет на «парашюте» и встать на соответствующий лучик.
Таким образом, через игру, наряду с двигательной активностью, развиваются сноровка, внимание, закрепляется знание цвета, воспитываются дружелюбие и умение быть в коллективе.
8. Игра «Затейники»
Цели: развитие слухового и зрительного внимания; активизация двигательных навыков; формирование умения удерживать красивую статичную позу.
Описание игры. Выбирается «затейник». Дети идут по кругу, держат парашют (сначала правой, потом левой рукой) и произносят слова:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так!
По окончании слов дети останавливаются, копируют движение, показанное «затейником», и стараются его «удержать»
9. Игра «Пусто место»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.
Описание игры. Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук...
Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел?» Ведущий называет имя ребенка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой,
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у парашюта.
10. Игра «Веселый мяч»
Цели: развивать ловкость; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Описание игры. Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят:
Ты катись, веселый мячик,
Парашют не даст упасть,
У кого веселый мячик,
Тот исполнит песню (танец) нам!
Тот, на ком заканчивается стихотворение, выполняет задание, указанное в последней строчке.
11. Игра «Поезд»
Цель: учить сочетать движения со словами и музыкой.
Описание игры.
Дети, держась за парашют левой рукой, на коленях двигаются по кругу, правой рукой делают круговые вращательные движения. Поднимают парашют вверх, затем опускают. Повторяют движения. Домой деток повез. Те же движения, только в другую сторону, поменяв руки.
Летит поезд во весь дух!
Ух-ух,ух-ух!
Загудел тепловоз: «У-у!»
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! .
Я всех мигом довезу!»
12. Игра «Салют»
Цель: воспитывать умение действовать в коллективе согласованно.
Описание игры. Дети набирают как можно больше шариков из бассейна и кладут их на парашют.
Затем берут парашют за края и медленно поднимают и опускают на счет «раз, два, три». После слова «три!» бросают шарики вверх и разбегаются. Затем собирают шарики, снова кладут их на парашют, и игра повторяется.
13. Игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.
Описание игры. Парашют свернут в жгут. Дети встают друг за другом. Первый ребенок — «голова», последний — «хвост». Дети держатся за парашют-жгут правой рукой, первый ребенок пытается дотронуться до последнего, а последний старается увернуться.
14. Игра «Зайцы и медведь»
Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.
Описание игры. Из парашюта надо сделать «берлогу», набросив его на стулья или другие предметы высотой
Ребенок-«медведь» сидит и дремлет в своей «берлоге» (под парашютом). Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:
Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь», вылезая из «берлоги», отвечает:
Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю всех гонять!
На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их в «берлогу».
Использование нетрадиционного пособия «парашют» в учебно-воспитательном процессе по разделам программы Л. А. Венгера «Развитие»