Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Цени свою жизнь»

В настоящий период особенно актуальной является задача формирования жизнестойкого поведения детей и подростков. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокую работоспособность.

В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с жизненными трудностями, однако, эти ресурсы могут остаться невостребованными, если своевременно не сфокусировать внимание на их выявлении и развитии.

Общие качества жизнестойких детей:

  1. Высокая адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе сверстников, так и среди взрослых.
  2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
  3. Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых.
  4. Стремление к достижениям. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

            Таким образом, ключевыми компонентами программы по формированию жизнестойкости для обучающихся с 5 по 11 класс являются следующие: развитие адекватной самооценки, развитие способности к коммуникации, способности к преодолению стрессовых ситуаций и развитие ценностно-смысловых ориентаций.

            Данная программа социально-педагогической направленности  представляет собой один из вариантов работы с обучающимися, включает в себя 28 занятий. Мы рекомендуем к проведению по 4  занятия ежегодно в каждой параллели с 5 по 11 класс. Можно их ввести в определенную схему. Например, к 10 октября (День психологического здоровья), к 22 ноября (Всероссийский день психолога), к 20 марта (Всемирный день счастья), 17 мая (Международный день детского телефона доверия). К каждому занятию разработаны подробные конспекты, где курсивом, выделены комментарии для классного руководителя.

Цель программы: формирование качеств жизнестойкой личности у обучающихся.

Задачи:

  1. Научить использовать внутренние и внешние ресурсы для преодоления  стрессовой ситуации. Обучить приемам саморегуляции.
  2. Развивать систему ценностей здорового образа жизни. Способствовать развитию позитивного мировоззрения.
  3. Обучить навыкам эффективной коммуникации и содействовать сплочению ученических коллективов.
  4. Содействовать развитию процессов самопознания,  личностного и профессионального самоопределения.

Занятия  проходят в форме классных часов с элементами тренинга, поскольку включают в себя как теоретическую информацию, так и практическую, с использованием различных психологических упражнений, диагностических методик, дискуссий, мини-лекций,  релаксационных методов.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

Изучение данного курса обусловливает достижение следующих личностных результатов:

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметными результатами являются умения:

- обеспечить благоприятные психологические условия жизнедеятельности в семье;

- позитивно воспринимать личностные особенности своих детей;

-знать основные психологические особенности младшего школьного и подросткового возраста, причины, признаки и характер подросткового суицида;

- выстраивать взаимоотношения с ребенком, учитывая психологические особенности младшего школьного и подросткового возраста;

- преодолевать затруднения в общении с детьми при разрешении конфликтных ситуаций;

- владеть приемами активного слушания;

- знать основные источники угрозы для ребенка в интернете;

- уметь оказать помощь ребенку при организации общения в сети интернет;

- снизить возможность возникновения кризисных ситуаций;

- грамотно вести профилактику негативных склонностей ребенка и снизить факторы риска;

- знать и владеть основными приемами борьбы со стрессом;

- грамотно выработать стратегию оказания помощи и поддержки своему ребенку в период подготовки к сдаче экзаменов.

Данная программа является модифицированной, т.к. при ее разработке использовались материалы книги К. Фопеля «На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг», разработки занятий Битяновой М.Р., Бегловой Т.В. по программе развития проектного мышления у младших подростков «Учимся решать проблемы», по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Для просмотра скачать Документ

21.09.2021, 437 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы