В настоящий период особенно актуальной является задача формирования жизнестойкого поведения детей и подростков. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокую работоспособность.
В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с жизненными трудностями, однако, эти ресурсы могут остаться невостребованными, если своевременно не сфокусировать внимание на их выявлении и развитии.
Общие качества жизнестойких детей:
Таким образом, ключевыми компонентами программы по формированию жизнестойкости для обучающихся с 5 по 11 класс являются следующие: развитие адекватной самооценки, развитие способности к коммуникации, способности к преодолению стрессовых ситуаций и развитие ценностно-смысловых ориентаций.
Данная программа социально-педагогической направленности представляет собой один из вариантов работы с обучающимися, включает в себя 28 занятий. Мы рекомендуем к проведению по 4 занятия ежегодно в каждой параллели с 5 по 11 класс. Можно их ввести в определенную схему. Например, к 10 октября (День психологического здоровья), к 22 ноября (Всероссийский день психолога), к 20 марта (Всемирный день счастья), 17 мая (Международный день детского телефона доверия). К каждому занятию разработаны подробные конспекты, где курсивом, выделены комментарии для классного руководителя.
Цель программы: формирование качеств жизнестойкой личности у обучающихся.
Задачи:
Занятия проходят в форме классных часов с элементами тренинга, поскольку включают в себя как теоретическую информацию, так и практическую, с использованием различных психологических упражнений, диагностических методик, дискуссий, мини-лекций, релаксационных методов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Изучение данного курса обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметными результатами являются умения:
- обеспечить благоприятные психологические условия жизнедеятельности в семье;
- позитивно воспринимать личностные особенности своих детей;
-знать основные психологические особенности младшего школьного и подросткового возраста, причины, признаки и характер подросткового суицида;
- выстраивать взаимоотношения с ребенком, учитывая психологические особенности младшего школьного и подросткового возраста;
- преодолевать затруднения в общении с детьми при разрешении конфликтных ситуаций;
- владеть приемами активного слушания;
- знать основные источники угрозы для ребенка в интернете;
- уметь оказать помощь ребенку при организации общения в сети интернет;
- снизить возможность возникновения кризисных ситуаций;
- грамотно вести профилактику негативных склонностей ребенка и снизить факторы риска;
- знать и владеть основными приемами борьбы со стрессом;
- грамотно выработать стратегию оказания помощи и поддержки своему ребенку в период подготовки к сдаче экзаменов.
Данная программа является модифицированной, т.к. при ее разработке использовались материалы книги К. Фопеля «На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг», разработки занятий Битяновой М.Р., Бегловой Т.В. по программе развития проектного мышления у младших подростков «Учимся решать проблемы», по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|