Современный период исторического развития России характеризуется серьезными экономическими, технологическими и демографическими трансформациями. Рост социальной неопределенности, скорость и фундаментальность социально-экономических изменений, этнокультурная гетерогенность сопряже -ны сегодня с нарастанием распространения в обществе, и особенно в детской и подростковой среде, различных форм девиантного поведения, таких как рост игровой и интернет-зависимостей, потребление психоактивных веществ, десоци-ализация, виктимность, агрессия, противоправные и антисоциальные действия, суицидальное поведение, раннее начало половой жизни и проч.
Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют о том, что основной причиной девиантного поведения является неблагоприятное психосоциальное развитие. При этом показателем и условием успешности процесса социализации является адаптация (процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности), а первым признаком нарушения социализации - дезадаптация. При определенных, неблагоприятных стечениях обстоятельств, таких как отчуждение в семье и/или школьном коллективе, систематическая неуспеваемость, психологический дискомфорт и проч., ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее социальной среде, создаются благоприятные условия для закрепления девиантных форм поведения. Поэтому замеченные вовремя отклонения в поведении обучающегося, а также правильно организованная психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении нарушений, которые приводят к девиациям.
В разрешении проблемы нивелирования отклонений в поведении несовершеннолетних и их профилактике особая роль отводится системе образования. Именно образовательная среда, с точки зрения воспитания, обучения и социализации личности, является специально созданной, выступает важным условием формирования личности школьника, определяет его деятельностную активность по интериоризации жизненного пространства, влияет на развитие ценностных ори-ентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализации. Таким образом, идея профилактики девиантного поведения обучающихся априорно включена в смысловое поле системы образования, а следовательно, профилактика девиаций является важной функцией образовательных организаций.
Профилактика девиантного поведения представляет собой процесс помощи несовершеннолетнему в преодолении сложившихся в его поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально-личностных и социальных особенностей, а также формирование адаптивных стратегий, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения.
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|