Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Положение о региональной психологической службе в системе образования Курганской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет структуру и основные направления деятельности региональной психологической службы в системе образования Курганской области, служит правовой, организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.

1.2. Региональная психологическая служба в системе образования Курганской области (далее – Служба) является необходимым компонентом областной системы образования, обеспечивающим сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействие развитию личности детей и молодежи в соответствии с целями и задачами системы образования, в том числе содействие в профессиональном самоопределении обучающихся.

1.3. Под региональной психологической службой в системе образования Курганской области понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи и психологические службы образовательных организаций всех типов, психолого-медико-педагогические консилиумы (далее – ПМПк), МБУ «Курганский городской инновационно-методический центр», ГБУ ДО «Центр помощи детям», ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», муниципальные органы управления образованием, Координационный совет по развитию психологической службы в системе образования Курганской области, образовательные организации высшего образования (ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»).

1.4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным и региональным законодательством, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636, положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев Службы, Этическим кодексом психолога, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

1.5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных организаций, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних, в тесном контакте с родителями (законными представителями) несовершеннолетних в соответствующих образовательных организациях.

Взаимодействие специалистов осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.

Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.

 

2. Цели и задачи Службы

2.1. Цели Службы:

- содействие созданию условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию всех участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

- обеспечение психологического благополучия всех участников образовательного процесса через создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних образовательных организаций Курганской области.

2.2. Задачи Службы:

- сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;

- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям (законным представителям), воспитателям, педагогическому коллективу, администрации образовательной организации в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся (воспитанников), помощь обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации;

- оказание помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- содействие распространению и внедрению в практику психологических служб образовательных организаций новейших достижений в области психологии;

- изучение социально-психологического климата в коллективах обучающихся и педагогов, психопрофилактика деструктивных явлений в образовательной среде;

- иные меры, необходимые для психолого-педагогического сопровождения развития личности несовершеннолетних.

 

3. Основные направления деятельности Службы

3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды – система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия, а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути и профессионального самоопределения, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Социально-психологический мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательной организации, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Социально-психологическое проектирование – разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.

3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

- психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных организаций психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

- психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных организациях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных организаций;

- психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);

- психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целями психологической коррекции и развития являются достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;

- профессиональная ориентация – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

           

4. Структура и организация деятельности Службы

4.1. Организационная структура службы включает региональный, межмуниципальный, муниципальный и институциональный уровни.

4.2. Региональный уровень

4.2.1. Координационный совет по развитию психологической службы в системе образования Курганской области при Главном управлении образования Курганской области (далее – Совет):

- является основным государственно-общественным органом управления психологической службой системы образования Курганской области;

- определяет стратегию развития Службы;

- разрабатывает рекомендации по содержательным и организационным аспектам деятельности Службы, наиболее эффективному использованию потенциала Службы для решения задач, стоящих перед системой образования Курганской области.

4.2.2. Главное управления образования Курганской области:

- обеспечивает межведомственное взаимодействие;

- формирует государственное задание для подведомственных организаций, оказывающих психологическую помощь;

- осуществляет государственный контроль эффективности оказания психологической помощи;

- по согласованию с Советом осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере психологического обеспечения образования.

4.2.3. ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (по согласованию):

- осуществляют функции научно-методического сопровождения деятельности Службы;

- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогов-психологов системы образования и других специалистов по профилю вузов.

4.2.4. ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»:

- осуществляет функции научно-методического сопровождения деятельности Службы (в т.ч. по профориентации);

- организует и проводит методические семинары, научно-практические конференции, курсы повышения квалификации педагогов-психологов системы образования;

- организует работу областного и межмуниципальных методических объединений педагогов-психологов Курганской области;

4.2.5. ГБУ ДО «Центр помощи детям»:

- проводит мониторинг деятельности муниципальных психологических служб;

- готовит аналитические материалы и рекомендации по результатам мониторинга; разрабатывает комплекс мероприятий по созданию социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития обучающихся, воспитанников в современных условиях;

- координирует деятельность всех психологических служб системы образования; осуществляет информационное и организационное обеспечение деятельности Службы;

- организует и осуществляет управление деятельностью 8 зональных кабинетов психологической помощи по округам области (Северо-западный, Западный, Восточный, Центральный);

- оказывает практическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

4.2.6. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК) (по согласованию):

- обеспечивает выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении;

- организует проведение их комплексного диагностического обследования и разработку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;

- координируют деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов всех уровней.

4.2.7. Областное методическое объединение педагогов-психологов Курганской области (по согласованию):

- осуществляет функции оказания методической помощи педагогам-психологам системы образования;

- изучения и обобщения эффективного опыта работы педагогов-психологов; информационное обеспечение.

4.3. Межмуниципальный уровень (по согласованию)

4.3.1. Межмуниципальные методические объединения педагогов-психологов осуществляют функции оказания методической помощи педагогам-психологам системы образования; изучения и обобщения эффективного опыта работы педагогов-психологов; информационное обеспечение.

4.3.2. Межмуниципальные психолого-медико-педагогические консилиумы (создаются в случае невозможности создания ПМПк на муниципальном уровне) осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательной организации; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении. В состав ПМПк могут включаться психологи зональных кабинетов при отсутствии специалистов.

4.3.3. Педагоги-психологи зональных кабинетов психологической помощи осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия обучающихся (воспитанников); организуют семинары-практикумы и другие методические мероприятия психологической направленности, в том числе по психологическому сопровождению профориентации учащихся, для работников (участников образовательного процесса) учреждений государственной поддержки детства, учреждений системы профессионального образования, муниципальных образовательных организаций, в которых нет педагогов-психологов; обеспечивают сбор и обработку информации по запросу Главного управления образования Курганской области, ГБУ ДО «Центр помощи детям».

4.4. Муниципальный уровень (по согласованию)

4.4.1. Муниципальные органы управления образованием организуют деятельность муниципальных психологических служб, организуют работу по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации в муниципальных образовательных организациях.

4.4.2. Районные (создаются в случае отсутствия межмуниципального методического объединения) и городские методические объединения педагогов-психологов осуществляют функции методического обеспечения деятельности Службы на территории своего муниципалитета, изучения и обобщения эффективного опыта работы педагогов-психологов, готовят методические рекомендации по вопросам оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса.

4.4.3. МБУ КГ ИМЦ организует семинары-практикумы и другие методические мероприятия психологической направленности; проводит мониторинг деятельности психологических служб ОО города Кургана; готовит аналитические материалы и рекомендации по результатам мониторинга; координирует деятельность педагогов-психологов ОО, ДОО и ОДОД города Кургана; осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности муниципальной психологической службы города Кургана.

4.4.4. ПМПК города Кургана обеспечивает выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

4.4.5. Муниципальные психолого-медико-педагогические консилиумы (создаются в случае невозможности создания ПМПк на институциональном уровне) осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательной организации; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.

4.5. Институциональный уровень (по согласованию)

4.5.1. Психолого-педагогические службы образовательных организаций – структурные подразделения образовательных организаций, в состав которых входят два и более педагогов-психологов, социальные педагоги, обеспечивающие преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по всем направлениям деятельности Службы. Специалисты психолого-педагогических служб образовательных организаций взаимодействуют с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами, учреждениями здравоохранения, социальной защиты и др., региональными и муниципальными структурными подразделениями Службы с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам.

4.5.2. Педагог-психолог образовательной организации оказывает первичную психологическую помощь обучающимся, воспитанникам в соответствии с должностной инструкцией.

4.5.3. Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательной организации; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.

 

5. Управление Службой

5.1. Структура Службы предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям на региональном, межмуниципальном, муниципальном и институциональном уровнях.

5.2. Общее руководство и ответственность за организацию деятельностью Службы возлагаются:

- по административной линии:

на региональном уровне – на Главное управление образования Курганской области;

на муниципальном уровне – на муниципальные органы управления образованием;

на институциональном уровне – на руководителя образовательной организации.

- по профессиональной линии:

на региональном уровне – на Координационный совет по развитию психологической службы в системе образования Курганской области;

на межмуниципальном уровне – на окружные методические объединения педагогов-психологов;

на муниципальном уровне – на районные и городские методические объединения педагогов-психологов.

24.01.2020, 1017 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы