Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Семинар-практикум «Формирование жизнестойкости подростков»

Упражнения на занятие «Урок самопознания?»

Упражнения «Кто Я?» (цель: формирование устойчивой самооценки через осознание сильные и слабые стороны своей личности).

Напишите 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто я?» и являющихся их характеристикой. Каждый ответ должен начинаться так: «Я — ….».

Посмотрите внимательно на то, что вы написали. Какое определение вы поставили бы на первое место? Выберите и подчеркните то, которое вас больше всего характеризует, по вашему мнению. Посчитайте, каких слов в характеристике больше, положительных или отрицательных. Каково их соотношение?

Обсуждение.

 

Дискуссия: Что, кроме нашей внешности делает нас непохожими на других? Чем люди отличаются друг от друга? Что между ними общего?

Информационный блок — беседа «что я знаю о себе». (цель: показать важность знаний о самом себе и позитивного самовосприятия).

Структурные компоненты личности: «Я физическое» — мое тело, возраст, пол, особенности внешности. «Я интеллектуальное» — мой ум, интересы, представления; «Я эмоциональное» — мои чувства, переживания; «Я социальное»: каждый человек играет одновременно много социальных ролей (в школе – ученик, дома – сын, дочь, внук, брат). Кроме того он может быть коллекционером, спортсменом, участником театральной студии и т.д.

 

Упражнение «Магазин качеств» (цель: определить сильные и слабые стороны своей личности)

Выбери из предложенного списка качеств те, которые ты считаешь сильными качествами. Отметь те, которыми ты обладаешь. Подчеркни их. 

Еще раз внимательно посмотри на список, какие из качеств тебе хотелось бы приобрести? Ты можешь их купить, отдав взамен свои «слабости».

Обсуждение.

Список качеств: человечность, благодарность, великодушие, вежливость, доброжелательность, доброта, сострадание, милосердие, заботливость, любовь к людям, послушание, щедрость, умение прощать. Внимание, аккуратность, прилежание, внимательность.

 

Упражнение «Люблю – не люблю» (цель: развитие самопринятия и рефлексии)

В книге детского писателя Виктора Драгунского в историях о Дениске есть рассказ «Что я люблю…» (можно зачитать отрывок). Наше упражнение называется «Что я люблю и не люблю». Давайте задумаемся сначала над тем, что же мы любим. А теперь подумайте и вспомните, что вы не любите. Возьмите по 2 чистых листа. Наи первом листе сверху сделайте заголовок «Я люблю…» и в течение 3-5 минут запишите то, что каждый из вас любит. Выберите из того, что вы перечислили одно, самое важное для вас и нарисуйте это (5 минут).

Теперь возьмите второй лист бумаги. Сверху сделайте заголовок «Я не люблю…». Запишите, выберите самое нелюбимое ваше занятие и нарисуйте это.

Представьте по очереди что у вас получилось.

Упражнение: «Круг воли» (цель: уточнение и расширение представлений о волевом компоненте образа «Я» подростка, активизация интереса к волевой сфере личности).

Нарисуйте круг. Это 100% силы воли. Подумайте и отметьте в нем сектор, который как вы считаете, соответствует вашей силе воли. Цветными карандашами раскрасьте этот сектор, причем отметьте ту часть одним цветом, когда вы проявляете силу воли без особого напряжения, когда вы занимаетесь любимым занятием (спорт, музыка, и т.д.), другим цветом, когда вы заставляете себя выполнять неприятную для вас работу (уроки, помощь по дому, и др). 

Обсуждение.

Упражнения на занятие «как противостоять давлению»

Групповая дискуссия: Что такое давление? (назовите ассоциации с этим словом, дайте определение и назовите синонимы к слову давление).

 

Игра-кричалка: «Да – нет». Я задаю вопрос, вы дружно отвечаете одним словом «Да» или «Нет»

  • Вы хотели бы просидеть всю жизнь дома, не выходя на улицу?
  • У вас есть желание попробовать горькое мороженое?
  • Вам хотелось бы слышать в свой адрес обидные слова?
  • Ваш любимый предмет – математика?
  • Физкультура – бесполезный урок в школе?
  • Вы всегда едите что вам подают?
  • Трудно ли вам отказать своему другу?
  • Ваш класс дружный?

Обсуждение.

Групповое обсуждение: »Когда и почему необходимо уметь отстоять свое мнение?»

 

Упражнение «Скажи „Нет“. Объединитесь в пары. Один сейчас начнет игру. Его задача уговорить другого что-либо сделать. Второй должен отказаться.Затем поменяетесь местами. (Задание: уговорить встать со своего места, поменяться местами, прогулять урок, дать списать математику).

Обсуждение: удалось ли участникам отказаться? Какой способ отказа вы использовали?

Обобщение «Способы сказать „Нет“:

  • Сказать «Нет» не споря и не объясняя причин, на все уговоры и давление продолжать отвечать «Нет».
  • Объяснить причины отказа.
  • Предложить сделать что-то другое.
  • Уйти и не участвовать в нежелательном действии.
  • Попытаться убедить других отказаться от нежелательного действия.

Прежде чем отвечать «Нет», надо:

  • Оценить, соответствует ли предлагаемое действие вашим желаниям, интересам, убеждениям.
  • Оценить последствия действия.
  • Оценить последствия отказа.
  • Выбрать в соответствии с этим свое решение и отстаивать его.

 

Упражнения на занятие «Критическое мышление«

Мозговой штурм. Давайте обсудим, как вы понимаете смысл понятия «критика»?

Критика- обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки.

 

«Игра с мячом» Дети встают в круг. Здание: Попробуйте вспомнить, когда вас критиковали по поводу поведения, учебы, внешности. Что вы при этом чувствовали?

(Дети говорят о своих ощущениях в тот момент, когда их критикуют, передавая мяч по кругу).

Обсуждение: Давайте поразмышляем, почему люди критикуют? (Дети предлагают свои варианты).

Обобщение: Н.Энкельман предлагает рассмотреть следующие мотивы:

  • из-за недоброжелательного отношения,  — из мести,
  • по злому умыслу,
  • из зависти,
  • из-за неудовлетворенности собой,
  • чтобы перенести свою критику на другого,
  • чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей,
  • чтобы обратить внимание на себя,
  • т.к. человек уверен, что сам сможет всё сделать лучше,
  • чтобы оскорбить,
  • из-за общего дурного настроения,
  • из-за высокомерия,
  • из-за агрессивного поведения.

Обобщение: как видите, в списке много негативных черт характера. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке 3 положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание её высказать.

Упражнение: «Похвала». Какие положительные черты характера вы можете обнаружить у своих одноклассников? По кругу выполняем это упражнение. Похвалите того, кто стоит/сидит от вас слева, называя по одному положительному качеству.

 

 Упражнение «Верю — не верю» (цель: отработка навыка критической оценки информации)

Группа в произвольном порядке делится на четыре части. Ведущий всем участникам зачитывает первое утверждение из списка и предлагает в группах обсудив, принять решение о его истинности или ложности. После того как каждая подгруппа высказывается, ведущий говорит правильный ответ, после чего переходит к следующему утверждению. Таким образом, участники обсуждают каждое указанное ниже утверждение.

Утверждения:

— Расстояние между Россией и США — менее 4 километров. (правда)

— С 2003 года официально существует вид спорта, объединяющий бокс и шахматы — шахбокс. (правда)

— Мёд никогда не портится. (ложь)

— У женщин в среднем IQ выше, чем у мужчин. (правда)

— Генномодифицированные продукты питания меняют ДНК людей. (ложь)

-У однояйцевых близнецов разные отпечатки пальцев. (правда)

— Самая посещаемая в мире страна – Франция. Она принимает более 81 млн. туристов в год. (правда)

— Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. (правда)

— Кошки не мяукают друг другу, а делают это специально для людей. (ложь)

— Одним из ингредиентов кока-колы раньше был кокаин. (правда)

Выводы: Критическое мышление – это умение критически оценивать полученную информацию, умение оценить ту степень, в которой можно доверять тем или иным сообщениям, тем или иным людям. Во многих случаях за нужным советом, информацией нужно обращаться к надежному источнику специалистам и специальной литературе (учитель, родитель, книга, справочник и т.д.).

 

Притча о карандаше и карандашном Мастере

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, — сказал он карандашу. — Всегда помни о них, никогда не забывай, тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце. И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти пять правил, никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть.

Первое: ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком.

Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил или сможешь «вырасти» из них.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: везде, где бы ты ни шел, ты должен оставить свой след.

12.03.2020, 1083 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы